В РФ начался массовый «хапун» на авторынке из-за угрозы повышения утильсбора

Анастасия Федосеева Главный редактор

С момента вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 году начался постепенный процесс снижения таможенных пошлин на зарубежные автомобили. Чтобы поддержать отечественный автопром, была введена система утилизационного сбора, которая также охватывала продукцию местных автозаводов. Сумма субсидий, предоставляемых производителям, напрямую зависела от уровня локализации их продукции.

Сегодня правительство рассматривает возможность изменения системы утилизационного сбора. Предлагается пересмотреть принцип его расчёта, установив базовую ставку в зависимости от объёма двигателя и введя дополнительный коэффициент, учитывающий мощность двигателя. Для последовательных гибридов и полностью электрических автомобилей будут разработаны отдельные правила.

Изменения в системе утилизационного сбора

До настоящего времени физические лица могли воспользоваться льготой по уплате утилизационного сбора при условии, что автомобиль не продавался в течение года. Однако с 1 ноября текущего года эта льгота будет частично отменена. Новая минимальная ставка будет распространяться только на автомобили с двигателем мощностью до 160 лошадиных сил и рабочим объёмом менее трёх литров.

Для автомобилей с маломощными двигателями размер утилизационного сбора останется без изменений: 3 400 рублей для новых машин (возраст до трёх лет) и 5 200 рублей для подержанных (возраст более трёх лет).

Последствия реформы

После вступления в силу законопроекта с 1 ноября 2023 года физические лица, ввозящие автомобили для личного использования, будут обязаны уплачивать утилизационный сбор по повышенным ставкам. Например, для кроссовера Geely Monjaro с двухлитровым двигателем мощностью 238 лошадиных сил размер сбора составит 952 000 рублей (в то время как сейчас он составляет 3 400 рублей).

Аналитики предполагают, что наиболее ощутимое влияние новые правила окажут на популярные модели автомобилей, такие как Toyota RAV4, BMW X3, BMW X5, Hyundai Palisade, BMW 5-й серии, Toyota Highlander, KIA Sorento, KIA Carnival и Hyundai Santa Fe.

Особенности для гибридных и электрических автомобилей

Наибольшие трудности возникнут у владельцев гибридных и полностью электрических автомобилей. Например, для бензоэлектрического кроссовера Li L7 размер утилизационного сбора составит 1 830 000 рублей, что может привести к снижению спроса на эти модели.

Чтобы смягчить ситуацию, законодатели предложили сохранить льготный статус для последовательных гибридов и полностью электрических автомобилей с номинальной 30-минутной мощностью, не превышающей 80 лошадиных сил. Это может временно повлиять на продажи таких моделей, как Lixiang и Zeekr, которые реализуются на «параллельных» рынках. Но аналитики считают, что в долгосрочной перспективе спрос на эти автомобили может возрасти.

Текущие тенденции на рынке

Наблюдается активный рост продаж автомобилей среди россиян. В приграничных районах, например, в китайском Хоргосе, посредники активно закупают машины. После периода адаптации продавцы найдут новые способы реализации автомобилей, а покупатели привыкнут к повышенным ценам, пишет источник.