Опасное, но невероятно красивое место в Самаре: история Сокского карьера, эксклюзивные фото и координаты

Сокский карьер - это опасное, но невероятно кра...

Продолжаю публиковать путевые заметки

Сокский карьер - это опасное, но невероятно красивое место в посёлке Волжский Красноглинского района. Заброшенный объект занимает огромную территорию, а ведь когда-то, в 1950-1980 годах, здесь вели работы по добыче горных пород и щебня.

Координаты Сокского карьера: 53.410804, 50.152742


Фото: Яна Лаушкина

История карьера

История Сокского карьера начинается с 1950-х годов, когда здесь добывали материалы для строительства Жигулевского гидроузла. Кстати, строили его заключённые Безымянлага. Ископаемые добывали открытым способом, так и образовался карьер.

Безымянлаг (Безымянский исправительно-трудовой лагерь, Безымянский ИТЛ) — предприятие, действовавшее в системе Управления особого строительства (УОС) Главного управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР с 1940 по 1946 год на территории Куйбышевской области.

Под основание Сокского карьера был уничтожен Царёв Курган, часть горы Тип-Тяп. В 1961 году Сокский и Куйбышевский карьеры объединили в одно прдприятие под названием "Сокское карьероуправление". А в 1980 году работы остановились.


Фото: Яна Лаушкина


Фото: Яна Лаушкина


Фото: Яна Лаушкина

Сейчас на карьере можно встретить туристов и спелеологов. Здесь же находятся знаменитые Сокские штольни - еще один опасный объект, где когда-то погибли студенты и спасатели.

Как здесь работали заключенные

Заключенные работали не только на карьере, но и в штольнях. Их день начинался очень рано, в четыре часа утра. Добываемую породу люди грузили вручную и возили вагонетками. Часто под обвалами гибли люди, ведь техника безопасности на тот момент хромала (еще до Великой Отечественной войны).

Как выглядит карьер сейчас

В настоящее время карьер похож на пещерный город. Огромный котлован с высоты выглядит как белое пятно, на котором можно разглядеть темные пятна - рабочую технику.


Фото: Яна Лаушкина


Фото: Яна Лаушкина

Карьер схож с воронкой, дно которой покрывается кустами и деревьями. Сосны, растущие снизу, кажутся совсем маленькими, а тропинки похожи на ниточки.

Высота стен карьера достигает 180 метров, а длина - 1,8 км.

Спускаться к карьеру не рекомендуется, в особенности подходить к обрыву. Одно неловкое движение, и мягкая порода под ногами посыпется. Если вы всё-таки решите посетить это место, то не подходите к краю, будьте на предельно безопасном расстоянии.


Фото: Яна Лаушкина

А вообще, Сокский карьер - идеальное место для фотографов. Здеь можно создать стильные кадры, да и просто провести отлично время.

Сокские штольни

Подробнее о Сокских штольнях я писала в прошлом материале, и даже спускалась туда. Еще раз напомню, что это опасное место, хоть и туристы продолжают приезжать сюда.

В штольнях также добывали известняк. Их протяженность ранее составляла около 50 км, но на данный момент сохранилось примерно 20 км.

В штольнях сохранились рельсы, вагонетки, остов электролокомотива, остатки мастерской по ремонту и другие элементы горнодобывающей промышленности. В зимний период в штольнях можно наблюдать большое количество сталагмитов.

Как добраться до карьера

Есть несколько вариантов: машина и автобус. Конечно, я советую добираться на собственном транспорте, так вам не придется идти в гору, и вы подъедете прямо к карьеру.


Фото: Яна Лаушкина

Здесь всё просто: в любом навигаторе вбиваете "Сокский карьер". Ехать до него на машине примерно 40 минут. Я рекомендую ехать через турбазу "Сок", чтобы вы смогли подъехать к самому верху, как это сделали мы.

Из Самары двигаетесь по Волжскому шоссе, не заезжая на мост через Сок. На кольце перед ним сворачиваете направо и едете до шлагбаума. Есть еще один путь через "дорогу любви".


Фото: Яна Лаушкина

На автобусе можно доехать до остановки "41-й км" и дойти пешком (это очень сложно). А лучше всё-таки на своей машине или на такси:)

Поделиться своим мнением о материале вы можете в моем телеграм-канале Яна Лаушкина | Эксклюзив Самара.


В конце поездки мы попали под дождь и увидели двойную радугу / Фото: Яна Лаушкина