«Умирает и уезжает»: население Самарской области продолжает стремительно сокращаться

По итогам первого квартала 2022 года население Самарской области сократилось почти на 8,5 тысяч человек, следует из последних отчетов Самарастата. Эта цифра была получена из двух составляющих - естественной убыли и миграционного оттока населения. С январь по март текущего года в регионе умерло 13 тысяч 225 человек, родилось – 6 тысяч 23. Естественная убыль составила 7 тысяч 202 человек. Также за первые три месяца года был зафиксирован отрицательный прирост по миграции – минус 1 тысяча 272 человека. Прибыло в область 14 тысяч 767, выбыло – 15 тысяч 948. Большинство из выбывших самарцев уехали «искать счастье» в другие регионы России.

Данные: Самарастат. Рисунок: «Прогород Самара»

В Самарской области уже много лет наблюдается негативная демографическая тенденция – на каждого новорождённого приходится более 2 умерших.

Население Самарской области сокращается 25 лет подряд. Достигнув пика в далеком 1996 году к 2021 оно сократилось более чем на 150 тысяч – с 3 млн 307 тыс. до 3 млн 154 тыс. На 99 процентов такое сокращение было обеспечено за счет городского населения, тогда как число сельских жителей сократилось менее чем на 2 тысячи – до 639,4 тысяч. Самыми убыточными для губернии оказались годы с 2000 по 2005 – минус 77 тысяч жителей, и с 2018 по 2021 – минус 50 тысяч.

В последний раз естественный прирост населения в Самарской области был отмечен в 1990 году (тогда она еще называлась Куйбышевской).

С 1991 фиксируется только убыль. За 30 с лишним лет в губернии рождаемость на 1 тысячу населения упала почти в 1,5 раза – до 8,8. При этом диаметрально, в те же самые 1,5 раза, увеличилась и смертность – до 16,7 на 1 тысячу населения.

Данные: Самарастат. Рисунок: «Прогород Самара»

В 90-ые годы суммарный прирост населения Самарской области, несмотря на естественную убыль, достигался за счет внутренней миграции. В лихое десятилетие она составила 207 тысяч человек. По этому показателю область занимала третье место после естественных лидеров - Москвы и Краснодарского края. И – сегодня в это трудно поверить, но факт - даже опережала Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Жители других регионов ехали в СО за работой и высокими зарплатами, которые тогда были самыми высокими в ПФО. С начала «нулевых» Самарская область постепенно перестала быть одним из всероссийских центров привлекательности для переселения. В «нулевые» миграционный прирост упал почти в 2 раза – до 100 тысяч.

В «десятые» годы Самарская область из центра притяжения трансформировалась в регион-донор, отдающий своих жителей всем остальным субъектам страны.

Данные: Самарастат. Рисунок: «Прогород Самара»

Сегодня регион стремительно покидает коренное население: с 2011 по 2020 годы из губернии выбыло 336 тысяч человек. То есть – примерно по 35 тысяч в год. Каждые 3 года из Самарской области уезжает один Новокуйбышевск. И в основном уезжают самые молодые, активные, образованные и квалифицированные. Формально «десятые» годы СО закончила с положительным миграционным сальдо в 32 тыс. (прибыло 368 тыс.). Но как это было достигнуто? Недостающую дельту «добили» иностранцы (более чем на 80% - из Средней Азии). Большинство из них – малообразованные, с неудовлетворительным знанием русского языка.

Несложно рассчитать, что при подобной - миграционной плюс естественной - убыли уже через 7-8 лет население Самарской может упасть ниже 3 млн (впервые с середины 70-х). Кроме того, сама Самара еще раньше (через 5-6 лет) рискует потерять статус миллионника.

«В настоящее время убыль населения наблюдается практически во всех регионах России, за исключением двух категорий, - отмечает лидер партии «Гражданская платформа» в Самарской области Владимир Обухов. - Первая — это кавказские республики, где сравнительно высокая рождаемость. Их обсуждать не имеет смысла, поскольку там несколько иная культура. И вторая — это столичные города (Москва и Санкт-Петербург) плюс Краснодар. В этих регионах идет прирост населения, поскольку там созданы благоприятные экономические условия. В целом в постиндустриальном обществе переломить тенденцию к сокращению численности населения, к сожалению, вряд ли возможно. Но сделать самарский регион экономически привлекательным, что позволит уменьшить темпы убыли хотя бы до уровня соседнего с нами Татарстана — задача вполне реальная. Для этого нужно дать людям возможность зарабатывать, в том числе создавать свой бизнес. А это, в свою очередь, требует решения двух основных задач. Во-первых, преодоления монополизма в сфере финансов, обеспечения доступности кредитов для развития предпринимательской деятельности. И, во-вторых, преодоления монополизма в сфере розничной торговли, обеспечения доступа товаров, производимых местными предпринимателями, в торговые сети. Вот тогда демографический маховик удастся если не остановить, то хотя бы притормозить».

«Главная причина отвратительных демографических тенденций в Самарской области - конечно же, экономического характера. – добавляет самарская юрист, блогер и радиоведущая Инна Севостьянова. - По своему юридическому бизнесу мне очевидно, что деньги в регионе у бизнеса заканчиваются, поэтому мы, например, работаем в 90% случаев с клиентами из Москвы. Чтобы понять, в чем «косяк» именно Самарской области, нужно сравнивать аналогичные показатели с другими субъектами. Поэтому чтобы сделать выводы относительно «политики партии на месте», нужно больше вводных, однако на поверхности ситуация с жильем и в целом экономическая ситуация по всех регионах РФ».

В целом эксперты выделяют три основных группы причин, почему Самарская область сегодня скатывается в демографическую яму.

Массовая ликвидация заводов. Всего в СО с начала «нулевых» годов и до конца «эпохи варягов» было уничтожено порядка 50 заводов. Почему так произошло? Пожалуй, это тема для отдельного цикла статей на много-много тысяч знаков. Без работы остались свыше 150 тысяч человек. Это лишь предварительная оценка с учетом «крупняка» - предприятий с реализацией свыше 200 млн рублей. Если учитывать и «мелкие» производства, то общее количество «уничтоженных» организаций может доходить до 200 единиц, а число потерянных рабочих мест (ПРМ) - до 250 тысяч. Если к последней оценке добавить еще АВТОВАЗ и его смежников, то суммарный показатель ПРМ может превысить 400 тысяч. Фактически, четвертая часть всего трудового фонда региона. Естественно, люди уезжают из области в поисках работ

Фото: ТЕРРА

Неэффективная градостроительная политика. Например, в Самаре власти города сделали ставку на решение жилищного вопроса с помощью многоэтажных башен, получившие ироничное название «человейники». Запуск каждого подобного ЖК превращается в гуманитарное ЧП районного масштаба – башни в большинстве случаев запускаются без сопутствующей инфраструктуры (школ, детсадов, больниц, парковок). Жители «человейников» сталкиваются с целым морем социальных, жилищных, коммунальных, транспортных, досуговых, торговых, психологических и прочих бытовых проблем. В Самаре катастрофически мало нормального жилья. В том числе по этой причине, Самару неоднократно признавали одним из самых худших миллионников России. Например, в последний раз, в декабре 2021 года это сделал ВЭБ. По многим показателям Самара сегодня значительно отстает от среднероссийского уровня. Например, по жилью, экологии, безопасности, доверию в обществе. Естественно, люди уезжают из такого малокомфортного для жизни мегаполиса.


Фото: Вадим Афанасьев

Неудачная региональная «реформа» в сфере здравоохранения. Как уже сообщал «Прогород», изменения были проведены в годы правления тех же «варягов», они выразились в «урезании» всего и вся. Так за последние 15 лет число медорганизаций в регионе упало на 25%, фельдшеро-акушерских пунктов – тоже на 25, больничных коек – на 22, врачей – на 12, среднего медперсонала – на 11%.

Данные: Самарастат. Рисунок: «Прогород Самара»

«Урезания» власти объясняли «оптимизацией» расходов на медицину. В результате нагрузка на оставшиеся больницы (и, соответственно, медиков) постепенно возросла, как минимум, на 20 процентов – в отдельных случаях в 2 раза. Пандемию в Самарской области встретила фактически «кастрированная» урезанная перегруженная сфера здравоохранения. Результат такого противостояния закономерен – 63-й регион стал одним из лидеров в России по избыточной смертности. Медики все силы бросили на «основную заразу», другие болезни лечили по остаточному принципу (на них не хватало ни ресурсов, ни врачей). Естественно, одной из самых пострадавших категорий стали пенсионеры.

Фото: Вадим Афанасьев