В Самаре и в области практически каждый день появляется информация о
без вести пропавших людях. Ее мы встречаем, как в интернете, так и в общественных местах. Из поля зрения родных и близких исчезают представители практически всех возрастных категорий. Кто-то пропадает на день-два, а кого-то не могут найти годами. Поиском в основном занимаются сотрудники правоохранительных органов. Однако иногда активную помощь им оказывают волонтеры, в частности представители самого популярного добровольного ПСО России - «Лиза Алерт». В интервью progorodsamara.ru куратор волонтерского движения по Самарской области Константин Котовский, сам проживающий в Саратове, рассказал о всех тонкостях их работы.
Наши поиски делятся на две фазы — активный и информационный
- Чем конкретно занимается отряд «Лиза Алерт» и на какой территории?
- Добровольный поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» занимается поисками пропавших людей, детей, стариков, взрослых, в природной и в городской среде. Зародился отряд в Москве, в 2010 году, но постепенно во многих регионах появляются свои отряды. На данный момент их уже больше тридцати.
- Сколько участников «Лиза Алерт» в Самарской области?
- В «ЛА Самара» сейчас около 20 активных ребят, и количество это постоянно растет. Особенно хочу отметить, что это люди из всех крупных городов области - Самары, Тольятти, Сызрани.
- Когда и зачем начали это делать?
- Трудно сказать, какую дату можно назвать в качестве старта в Самаре, думаю, мы скоро определимся с этим. Я начал курировать Самарскую область с июня прошлого года, но получалось у меня средненько. Появлялись люди, и вроде бы что-то начиналось, но развития не получалось. И лишь в конце осени у нас появились новые люди, еще один куратор - Дарья Хатина и региональный представитель - Владимир Рябов. Вот именно они на своих плечах действительно сформировали костяк «Лиза Алерт» в Самаре.
- Расскажи о громких делах, в каких участвовали ваши волонтеры в Самаре?
- По поводу громких дел, пока их, к счастью, было не много. И, поскольку, обычно громкие дела - это пропажа малолетних детей, думаю, мы бы прекрасно обошлись без этого. Пока нам в основном попадаются обычные поиски бабушек и дедушек с проблемами с памятью и подростков-бегунков.
- Как проводится поиск людей?
- Поиск людей проводится на 50% по определенным шаблонам, которые отличаются в зависимости от вводных, на 50% по разумению и интуиции координатора. Шаблоны включают в себя распространение информации по социальным сетям, по СМИ, расклейку ориентировок, прозвон больниц, прочесывание местности, патрулирование и многое другое.
- Сколько времени есть смысл искать пропавших?
- У нас поиски делятся на две фазы: активный и информационный. Актив ведется по горячим следам, 1-7 дней, примерно, кроме детей, по детям может быть и 2-3 недели. Дальше идет инфо-поиск, это как раз просто распространение информации. Недавно у нас, в Саратове, нашелся парень, который пропал больше двух лет назад, к примеру. Он потерял память и жил новой жизнью. Звучит как «Санта-Барбара», но это реальность из разряда «чудеса случаются».
С экстрасенсами принципиально не работаем
- Когда можно предположить, что разыскиваемый уже точно не живой?
- Предположить, что пропавший мертв, в некоторых случаях можно сразу, когда поведение пропавшего было похоже на подготовку к самоубийству, к примеру. Но «Лиза Алерт» всегда в первую очередь отрабатывает все возможные варианты с нахождением живого человека.
- Кто участвует в розыске, есть профессионалы какие-нибудь?
- Вопрос очень широкий, я его сужу. В поисковых мероприятиях от нас участвуют волонтеры «Лизы Алерт», родственники и местные жители. Мы каждому, кто готов помочь можем найти задачи по силам, для того, чтобы закрыв все варианты, найти человека. Профессионалы - понятие относительное. Например в «Лизе Алерт» Саратов был парень из службы спасения, в Москве так же много сотрудников МЧС и Службы спасения являются волонтерами «ЛА».
- Как происходит взаимодействие с полицией?
- Общаемся, обмениваемся информацией.
- Используете ли в поиске какие-нибудь нестандартные методы? Может быть прибегаете к помощи телепатов, экстрасенсов?
- Нестандартные - всяких экстрасенсов? Конечно нет. Мы принципиально никогда не работает с экстрасенсами, медиумами и прочими товарищами.
- Почему?
- Экстрасенсы в 99 случаях из 100 мошенники. Еще 1 из 100 реально верит, что может помочь. Естественно, периодически, отчаявшиеся родственники обращаются к ним за помощью и потом озвучивают нам эти «версии». Звучит это, как правило, так: «она в доме у воды, ей плохо», или «он ниже уровня земли, хочет выйти», или «ищите на западе». Но за 4,5 года функционирования «ЛА» не было ни одного случая, когда эти «предсказания» совпали с реальной ситуацией.
- Ваша деятельность осуществляется бесплатно? За счет чего вы живете?
- Да, «Лиза Алерт» работает безвозмездно. Более того, у нас нет ни юридического лица, ни счета для пожертвований, это тоже принципиальная позиция. Живем мы, как любые люди, на те деньги, что зарабатываем. Я, например, работаю менеджером по продажам. Организация «ЛА», как таковая, это объединение людей, поэтому средств просто на ее содержание не требуется. Поисками мы занимаемся в свободное от работы время. Находятся спонсоры, готовые помочь. Иногда это родственники пропавших, иногда просто организации. Естественно мы не отказываемся, нам всегда нужны фонари, навигаторы, рации, принтеры и картриджи, аккумуляторы и батарейки, и многое другое, но только в натуральном виде.
- Кто идет в волонтеры?
- В волонтеры или добровольцы - кому как нравится - идут самые разные люди. От учителей до крупных успешных бизнесменов.
- Почему так много людей пропадает в Самаре и области?
- В Самаре и области пропадает не больше людей, чем везде. В России вообще большая беда с пропавшими людьми, к сожалению. Именно поэтому мы и появились, именно поэтому мы не только ищем людей, мы еще и рассказываем об этой проблеме на всех уровнях, начиная с социальных сетей и СМИ, и заканчивая самыми высокими кабинетами во власти.
- Как часто находите детей? Может быть есть какой-то процент? Какой-нибудь конкретный пример может быть, связанный с Самарой.
- Процент детей (до 18 лет) в общем количестве пропадающих составляет около 30%, но в основном это подростки-бегунки. Конкретных примеров не будет, потому что по таким случаям родственники просят информацию не распространять. Кстати, еще один наш принцип, мы не распространяем личную информацию о пропавших и их семьях.
- Чаще истории с пропажей человека заканчиваются хорошо или плохо?
- Если пропавшего начинают искать сразу же, то счастливые случаи гораздо чаще.
Больше всего шокируют пропажи маленьких детей и страшно сообщать родственникам, что кто-то найден погибшим
- Люди сами уходят или их похищают? Сталкивались ли с похищениями?
- У вас, в Самаре, полтора года назад был случай, когда один урод похитил, изнасиловал и
убил двух девочек. В Подмосковье летом искали 1.5 месячного Матвея, которого похитили из больницы. В Томске искали 3-х летнюю Вику, которую похитил еще один ублюдок. Не хочу обсуждать это. Могу только сказать, что таких случаев в моей личной практике не было. Чаще всего это пропажи по естественным причинам, не связанные с криминалом.
- Используете ли животных для поиска человека? Собак, например?
- Собак можно использовать, особенно при поиске в природной среде. Но, во-первых, это должны быть специально обученные собаки, а их очень мало и, соответственно, сложно добыть их на поиск, но мы работаем над этим, и во-вторых, должно быть соблюдено очень много условий, таких как небольшое время пропажи, хорошая погода и т.д.
- Вас просят искать детей, которые просто убежали из дома?
Я уже несколько раз упоминал подростков-бегунков. Да, мы занимаемся поисками таких детей.
- Какой был самый шокирующий случай с исчезновением человека?
Больше всего шокируют пропажи маленьких детей. И очень страшно сообщать родственникам, что кто-то найден погибшим.
- Почему вы решили заниматься поисками, может есть какая-то личная история?
- Особой личной истории нет. Услышал историю Иры Воробьевой (корреспондента Эха Москвы и, теперь, одного из координаторов отряда) про ее первый поиск. И стал следить за деятельностью «ЛА». Начать что-то у себя в Саратове не решался. Потом поехал работать в Москву и сразу начал ездить на поиски. Сначала только на лесные поиски, потом и на городские, потом мне настойчиво посоветовали учиться на координатора. Потом вернулся домой и, используя знания и навыки, организовал отряд в Саратове (на днях «ЛА» Саратов исполнится год). Личное только то, что у меня у самого трое детей. Еще чуточку личное то, что я очень люблю лес.
С рабством, как правило, связаны случаи давних пропаж
- Не попадались ли вам случаи с рабством?
- Как правило, с рабством связаны случаи давних пропаж. Если есть подозрения на рабство, мы такую информацию передаем в «Альтернативу» - движение, которое борется с рабством.
- Расскажи краткий алгоритм действий для близких пропавшего. Что им делать в первую очередь?
- Заявление в полицию и заявку нам на нашу горячую бесплатную федеральную линию 8-800-700-54-52, естественно круглосуточно. Заявление о пропаже в полицию может подать любой человек в любом отделении, и не надо ждать никаких трех дней. Лучше всего делать это одновременно, если заявителей больше одного человека, если нет, можно звонить нам, мы начнем подготовку к поиску и все равно пошлем писать заявление в полицию.
- Есть ли возможность отследить сигнал мобильного телефона, как в фильмах?
- Техническая возможность есть (конечно не с точностью до метра, но общий район-да), но есть проблемы с законодательством. Для того чтоб получить биллинг, необходим запрос от следователя в суд. То есть в переводе на время это получается сделать спустя 5-10 дней с момента пропажи.
- Часто встречаются люди, склонные к бродяжничеству?
- Встречаются, да. Но не то что бы прям часто.
- Почему школьники так часто уходят из дома?
- У детей свое мироощущение. Часто мы просто не можем понять, что косой взгляд с чьей-то стороны может быть огромной проблемой для ребенка (подростка). Это очень сложная тема, которую я не готов обсуждать, поскольку я не психолог, все-таки.
- Сколько сейчас в Самаре разыскиваемых?
- На данный момент в Самаре проводится сразу несколько поисков в информационном режиме.