"Не хочу учиться, а хочу жениться": самарские студенты рассказали, нужно ли им вообще высшее образование
Автор: Екатерина РЯПОЛОВА
Сомнения в необходимости получения высшего образования наверняка хотя бы раз возникали в голове каждого подростка, а в современном мире, когда видеоблогер зарабатывает куда больше, чем офисный работник, такие сомнения наверняка роятся и в головах взрослых людей. Так нужно ли сейчас получать высшее образование и как его наличие или отсутствие повлияет на будущее? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели небольшой опрос среди нескольких респондентов разных поколений с разным образованием, возможно, именно их ответы помогут докопаться до истины.
Итак, для начала логично узнать цель получения высшего образования в целом: для чего тот или иной человек поступал в университет, на что надеялся и чего ожидал. Здесь ответы, в основном, варьировались вокруг двух вариантов. Первый из них - навязанный обществом или семьёй стереотип:
«Поступала, потому что «надо»: без образования ты никто, без диплома никуда...»
– Анастасия Олеговна, учитель русского языка и литературы (образование высшее, СГСПУ, бакалавриат)
Однако, не все придерживаются такого мнения, так что, за «второй вариант» можно принять следующие ответы:
«Вопрос поступать или нет особо не стоял. Я заканчивала лицей и оттуда не было принято уходить в колледж после 9 класса или начинать работать после 11. Для меня высшее образование - это априори важный этап в жизни. Обучение в вузе развивает тебя как личность» – Мария Михайловна, переводчик (два законченных высших образования, СНИУ им. Королёва).
«Изначально поступление в вуз было логичным продолжением школьного образования... У родителей у обоих высшее образование, в школе не было никого, кто ушел бы после 9го класса, все были нацелены на высшее образование. Стоит отметить, что при принятии этого решения мне было 16 лет, я очень мало знала о будущих карьерных возможностях и вообще мало об этом задумывалась» - Анастасия Тимуровна, студент-магистрант (образование высшее, ВШЭ, бакалавриат).
Получаем вполне конкретную картину: молодые люди, размышляя о поступлении в высшие учебные заведения опираются либо на пример старшего поколения, окружения, в котором выросли, либо же, самостоятельно понимают и осознают, кем хотят стать в будущем.
Далее, возникает вопрос, помогает ли наличие высшего образования или магистерской степени в жизни, например, при устройстве на работу. Ответ на него скорее положительный, чем отрицательный:
«Второе высшее начала получать просто потому, что обожаю английский всей душой и жить без него не могу. Сегодня один из основных моих видов деятельности - преподавание английского.». – Мария Михайловна, переводчик (два законченных высших образования, СНИУ им. Королёва).
«В моем конкретном случае возможность получить магистратуру очень помогла - предоставила дополнительное время для подготовки к желаемому карьерному пути, дала возможность съездить по обмену поучиться в Италии, и, в целом, получать образование, которое более применимо в той сфере, в которую я хотела идти (стратегический консалтинг)» - Анастасия Тимуровна, студент-магистрант (образование высшее, ВШЭ, бакалавриат).
После чего стало интересно узнать, хотят ли они получать следующее образование. Здесь мнения в основном сходятся и большинство опрошенных выбрали или планируют выбрать себе специальность, несколько отличающуюся от той, которую осваивали при получении первого высшего.
«Да, хотел бы освоить техническую специальность. Думаю, что человек с гуманитарным и техническим образованием точно не сможет остаться без работы, так как, умеет не только болтать, но и делать». – Дмитрий Иванович, студент 3 курса СГСПУ
«Электроника – это очень интересно! У меня частично технический склад ума и я не жалею, что отучилась по этой специальности. Но на 3м курсе я поняла, что у меня нет "чуйки" в этой области и я не смогу стать в ней высококлассным профи. Поэтому решила, что работать по 1й специальности не буду…лучше искать свою нишу, которая тебя зажжет.». – Мария Михайловна, переводчик (два законченных высших образования, СНИУ им. Королёва).
В завершение нашего рассуждения попробуем выяснить, насколько успешно могут устроиться в жизни люди без высшего образования. Здесь мнения респондентов чрезвычайно разнятся, одни совершенно точно уверены, что уровень жизни без высшего образования существенно ниже и добиться успеха в какой-либо профессии практически невозможно:
«Абсолютно нет таких знакомых, и я в это не верю совершенно. Такие люди могут казаться более успешными в период твоего студенчества, т.к. пока ты проводишь время за конспектами, сессиями и всякого рода научными и практическими работами они ходят на работу и зарабатывают деньги. Однако ситуация разительно меняется уже буквально с 4го курса и уровень их заработка и предполагаемого карьерного роста не идет ни в какое сравнение с тем, что предлагается тебе уже буквально с 3-4 курса бакалавриата.». - Анастасия Тимуровна, студент-магистрант (образование высшее, ВШЭ, бакалавриат).
Другие же наблюдают за тем, как устраивается жизнь людей без высшего образования с самого детства:
«Миллионеров и знаменитостей в окружении нет, есть люди, которые просто работают, кто-то зарабатывает мало, кто-то существенно больше… Мама моя (нет высшего) работает в пекарне и ее подруга (высшее есть) - работает в магазине; доходы примерно одинаковые. Одноклассник мой, окончивший техникум, работает электриком, больше меня зарабатывает, наверное.» – Анастасия Олеговна, учитель русского языка и литературы (образование высшее, СГСПУ, бакалавриат)
А как именно работают люди, получившие диплом о «вышке», есть ли у них преимущества перед их коллегами без высшего образования?
«Помимо прочего хотелось бы отметить характер работы людей за неимением высшего образования - он предполагает больше физическую работу (официант, администратор, грузчик и так далее), чем умственную, а также с гораздо более низким уровнем ответственности и, соответственно, более низкой оплатой труда. И это легко обосновывается с экономической точки зрения - на рынке труда присутствует больше количество асимметрии информации, где высшее образование считается сигналом о том, что потенциально работник более компетентен и, соответственно, более ценен для компании.». - Анастасия Тимуровна, студент-магистрант (образование высшее, ВШЭ, бакалавриат).
«Как мне кажется, такие люди загнаны в рамки одной работы. Они не способны конкурировать на рынке труда и не так ценятся, как люди с высшим образованием…». – Дмитрий Иванович, студент 3 курса СГСПУ.
Таким образом, становится очевидно, что с высшим образованием открывается, в какой-то степени, больше дорог, чем без него.
«Мне сложно понять смысл отказа от высшего образования, если помимо неплохих знаний тебе дают хороший люфт между подростковой и взрослой жизнью. Время, где у тебя есть все возможности взрослых, но с тебя еще ничего не требуют.».
Однако, не стоит забывать, что наличие высшего образования, по сути, не гарантирует безбедную жизнь; сейчас мало просто получить диплом «нужна амбициозность и хорошие навыки коммуникации».
«Резюмируя, в России высшее образование просто необходимо для светлого будущего несмотря на то, что оно теоретично и практических знаний и умений на выходе будет минимум, но и ценность не в этом».