«Прощай, Франция! Привет, Азия?»: разбираемся, кому могут продать АВТОВАЗ
25 апреля АВТОВАЗ официально возобновил работу после единого корпоративного отпуска, продолжительностью три недели – с 4 по 24 число. Отпуск был перенесен с предстоящего лета на весну в связи с продолжающимся кризисом в поставках электронных компонентов, с целью сохранения рабочих мест и недопущения значительного сокращения заработка сотрудников.
ФОТО: пресс-служба правительства Самарской области
Перед вынужденными каникулами руководство Самарской области и АВТОВАЗа пообещали приложить «максимум усилий для восстановления цепочек поставок комплектующих», провести «активную работу по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями».
На сегодняшний день концерн собрал необходимый запас компонентов и готов приступить к сборке, пишет «Бизнес FM» со ссылкой на источники в компании. Детали доставлены, для всех моделей Lada, кроме Niva Legend — той самой, «старушки». Она пока осталась без датчиков АВS, которые поставляет Bosch.
Утверждается, что АВТОВАЗ нашел новых поставщиков «из стран Азии», но конкретные фирмы не называются — соблюдается принцип тишины, чтобы не навредить всем игрокам и не навлечь санкции.
Как уже сообщал «Прогород Самара», после начала военной спецоперации на территории Украины группа Renault заявила о прекращении производства на своем московском заводе и планах пересмотра участия в капитале АВТОВАЗа. Renault принадлежит 68% в тольяттинском автогиганте, оставшиеся 32% — у ГК «Ростех». В конце марта рассматривался вариант передачи французской доли российскому инвестору. При этом, подчеркивалось, что Renault не сможет передать своей пакет «Ростеху», поскольку последний находится под западными санкциями.
В прошедшие выходные в медийном пространстве появились сообщения о планах «Рено Груп» все-таки продать контрольный пакет акций в АВТОВАЗе неизвестным бенефициарам. Подобный шаг является тяжелейшим политическим решением для правительства Франции, как крупнейшего аукционера Renault. Российский рынок являлся ключевым для автоконцерна, вторым после самой Франции. В это трудно поверить, но факт – группа «Рено» продавала в России машин больше, чем в Германии, Италии и Бразилии вместе взятыми.
Уже в мае большинство иностранцев среди руководства будут переведены на удаленную работу либо покинут завод. В компании нет планов по их возвращению обратно.
Фото: ru.investing.com
Акции Renault с момента начала спецоперации России на Украине рухнули практически на 40 процентов – с 37 до примерно 22 евро за одну бумагу. В сложившихся условиях трудно вообще говорить о какой-либо конкретной цене сделки. Имя потенциального покупателя, естественно, не раскрывается: соблюдается тот же принцип тишины. Сейчас стоимость активов Волжского автозавода может достигать примерно 1,2 млрд евро — это примерный ориентир. При этом сумма может отличаться значительно как в ту, так и в другую сторону, поскольку пока еще не ясны параметры сделки, список выставленных на продажу активов, а также прочие условия и потенциальный дисконт.
Называются 5 возможных вариантов продажи пакета Renault в АВТОВАЗе - китайской компании, индийской, из Ближнего Востока и российской.
По данным профильных телеграмм-каналов, продажа акций, вероятно, будет оформлена как передача в управление. То есть, сам факт отчуждения переносится на неопределённое будущее, а сейчас заключается договор. «Прогород Самара» подготовил короткое мини-тезисы по каждому из потенциальных покупателей.
Рисунок: «Прогород Самара»
Китай
В Китае настоящее время наблюдается перепроизводство автомобилей, емкость автозаводов в полтора раза выше, чем емкость рынка. Примерно 15 из 26 млн выпускаемых в Поднебесной автомобилей – чистые китайцы. Китай активно смотрит, куда им развиваться. Там есть достаточно крупные производители, которые заинтересованы в российском рынке. С точки зрения национальных интересов России правильнее было бы долю в АВТОВАЗе передать китайцам, а не «Ростеху». Почему? У китайцев есть технологии, необходимые АВТОВАЗу, они смогут нормальные конкурентоспособные автомобили выпускать.
В России же нет своих ни автоматических коробок передач, ни электроники. Только простейшие автокомпоненты. Если сегодня «отобрать» у АВТОВАЗа французские технологии, то завод сможет выпускать, по всей видимости, только два автомобиля — это Lada Granta и Lada Niva, которой уже скоро 50 «стукнет».
Индия
В СМИ утверждается, что на днях некие «инвесторы» из Индии обратились в Минпром России с предложением соответствующим образом посодействовать в приобретении доли в АВТОВАЗе. Индия на сегодняшний день находится на 4-м месте по производству автомобилей в мире. Она выпускает их в 3 раза больше, чем Россия, например. Поэтому к версии покупки индийцами «реновской» доли не следует относиться, как к чему-то экзотическому.
Крупнейшая индийская автомобилестроительная компания – Tata. В марте 2008 года она купила у Ford Motor Company британские Jaguar и Land Rover, в которые также входят Daimler и Rover. Так что технологии у Индии точно есть. Только не понятно, как она будет обходить санкции. Возможно, некими окольными путями через специально созданные посреднические организации.
Рисунок: «Прогород Самара»
Ближний Восток
Появились сообщения, что интерес к тольяттинскому автозаводу также проявили Турция и ОАЭ. Вот такие варианты точно больше похожи на чистую экзотику. Скорее всего, на чей-то жирный наброс. Например, Турция в прошлом году выпустили больше 1 млн автомобилей в год? Но что это за машины? Их собрали на местных конвейерах Ford, Fiat, Renault, Toyota, Hyundai, Honda. Практически все указанные автоконцерны - из так называемых недружественных стран. В ОАЭ машины не производятся. Впрочем, не исключено, что кто-то из нефтяных шейхов, у которого есть «лишний» миллиард, решил под шумок купить АВТОВАЗ. И вот сейчас собрался прощупать почву. Крайне сомнительно, что дело дойдет даже до переговоров, не говоря уже о продаже АВТОВАЗа. Хотя...
Россия
АВТОВАЗ может остаться и «дома». Однако напрямую «Ростеху» «реновский» пакет не передут. Предполагается, что будет создана специальная компания для управления активом. В числе потенциальных претендентов на покупку называется некое дочернее подразделение «Ростеха», а также структуры Минпромторга. В силу указанной секретности более конкретная информация не сообщается.
ФОТО: Ксения Самринова
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
«Правильно продать долю в АвтоВАЗе инвестору, который будет развивать на этом заводе собственное производство. Не попытается превратить его в сборочный цех для какого-то другого бренда - пусть даже очень раскрученного и востребованного. – считает российский политолог Андрей Перла. - В текущей ситуации очевидно, что на нашем рынке станет гораздо меньше европейских автомобилей и гораздо больше китайских. При этом Китай обладает необходимым технологиями и может компенсировать нехватку в России запчастей. Так что я бы поставил на инвесторов из Поднебесной.
ФОТО: Ксения Самринова
«Оставлять «Ростеху» единственным собственником АВТОВАЗа нельзя. За 17 лет они не смогли сохранить автокомпонентную базу и у них нет компетенций, чтобы выпускать собственной автомобиль. Только сборка автомобилей на зарубежной платформе и из импортных комплектующих. – категоричен лидер партии «Гражданская платформа» в Самарской области Владимир Обухов. - Во-вторых, к сожалению, в России нет инвестора, который мог бы прийти со своими технологиями.
В-третьих. Китайские компании могли бы в кратчайшие сроки организовать сборку своих автомобилей и из своих же комплектующих. Но мы попадём в ту же зависимость от чужих технологий, как мы до этого зависели от «Рено-Ниссан». Поэтому приход китайских компаний — это крайняя мера, если не сможем найти другого партнера.
В-четвертых. В настоящий момент Турция располагает доступом к необходимым технологиям и стремиться установить партнёрские (равные) отношения со многими странами мира в производстве высокотехнологичной продукции. У нас мог бы получиться хороший альянс. Но Турция член НАТО. Кроме того, она очень активна, и я даже сказал бы агрессивна, на постсоветском пространстве. Поэтому политические амбиции Турции не позволят нам эффективно сотрудничать в воссоздании автомобильной промышленности.
На мой взгляд, наиболее предпочтительными бы партнерами могли быть инвесторы из Индии или из ОАЭ. Индийская промышленность достаточно далеко продвинулась в высокотехнологичных сферах. Кроме того, у Индии с Россией есть успешные совместные проекты, например сверхзвуковая ракета морского базирования Брамос. Это может стать основой для успешного сотрудничества и удержит Индию от необдуманных шагов по санкционному давлению на Россию.
Что касается ОАЭ, то с этой страной тоже может получиться эффективное сотрудничество. Но они не обладают технологиями, но готовы нам помогать обходить санкции. В этом случае необходимо будет вернуть на АВТОВАЗ команду Качмазова. Во-первых, у этой команды есть компетенции, а во-вторых, с арабскими инвесторами Качмазов сможет выстроить эффективное сотрудничество».