Самарский математик-программист развивает образовательный сайт для британских студентов
- Михаил, почему такое странное название - «Bigfoot Tutors»?
По смыслу, перевод на русский звучит как «крупный след». Проект достаточно новый и хотелось бы, чтобы он оставил в индустрии образования большой отпечаток. К тому же, Бигфут это мифическое большое и мощное существо.
- В чём суть стартапа?
Проект запускался как британский. Сейчас он находится на пороге международной экспансии. А суть довольно проста. Перенос сектора частного репетиторства в сферу онлайн. Традиционное школьное и университетское образование не даёт полных знаний. По статистике 25-50% учащихся пользуются услугами частных преподавателей или задумываются над этим. Обычно, вы находите преподавателя по газете или через агентство, потом репетитор приезжает к вам, даёт урок и получает плату. Мы же собрали все компоненты на одном сайте. Нельзя сказать, что это сверхоригинальная идея, но до нас этого никто не делал.
Михаил Пенкин
- В Интернете есть масса сайтов, где репетиторы предлагают свои услуги. Чем ваш проект отличается?
То, о чём вы говорите, по сути, аналог оффлайновой работы. Наш же проект нацелен на замкнутый цикл — человек, не покидая сайта, может мгновенно переговорить с учителем, оплатить по карте занятие и сразу к нему приступить. Естественно, при обычном объявлении это недостижимо.
- Почему именно Великобритания?
Проект основан Патриком Уилсоном, британским преподавателем, имеющим большой опыт в обучении трудных детей. Именно он решил перенести репетиторство в интернет-сферу, открыв небольшой стартап в 2011 году. Вскоре, Патрик познакомился со мной, через общих знакомых. И в проекте я увидел хороший потенциал. Изначально и до сих пор, занимаюсь технической стороной проекта. Мы собрали в Самаре небольшой коллектив ребят для обеспечения работы сервиса. Получился интересный симбиоз, когда часть людей занимается всей технической работой в России, а другая - занимаются маркетингом, продвижением и продажами на британском рынке. Стратегические решения мы принимаем совместно.
Патрик Уилсон, основатель стартапа
- О каких результатах проекта можно говорить?
За два с небольшим года через сайт прошли 23000 уроков, зарегистрировано 5000 студентов и около 400 учителей.
- Стартап, фактически, западный. Хотите прийти в Россию?
Планы есть. Но присутствуют объективные факторы, которые пока не позволяют это осуществить. Сейчас мы сконцентрировались на британском рынке, где видим своего клиента и рынок. Хотя нам понятно, как технически масштабировать проект для России, но с точки зрения бизнес-модели это нетривиальный ход. Поэтому если английская компания и придёт на отечественный рынок, то скорее всего в рамках какой-либо государственной программы.
- Стартаперы в России часто пользуются государственной поддержкой. У вас этого, насколько понимаю, нет?
Придя в Россию, то будем искать господдержку на областном или федеральном уровне. Тема образования во многом совпадает с приоритетами государства.
- Сейчас у России довольно напряжённые отношения с Великобританией и на многие иностранные проекты, в том числе образовательные, смотрят с недоверием.
Не вижу никакого противоречия. Как он оформлен и где зарегистрирован — чисто бумажный вопрос. Проект можно отлично адаптировать под российские реалии и, скажем, задействовать в работе с удалёнными школами. Это гибкая идея, которая не несет никакой политической составляющей.
- А как проверить компетентность репетитора, которого ты не видишь вживую?
С преподавателями связываются наши специалисты, задают ему вопросы и, что самое главное, просят его прислать сканы документов и сертификатов, которые могут подтвердить его квалификацию. Данные верификации отображаются на сайте и видны пользователям.
- Что за студенты к вам приходят и почему? Это только британцы?
В основном, это категория ребят от 10 до 18 лет и их родители, чаще всего мамы. Есть взрослые студенты, занимающиеся углубленным изучением наук или языка. Кстати, фактор цены тоже очень важен для англичан. Традиционные репетиторы берут за час занятий от 20 до 100 фунтов за час. У нас на сайте средняя цена - 29 фунтов. Сейчас занимаются не только британцы. Например, есть множество студентов из Азии, которые проходят различные курсы для поступления в британские учебные заведения.
- Что нужно иметь студенту и преподавателю для занятия?
Самый минимум — любой компьютер с выходом в интернет и веб-камерой. Переходить в мобильную область мы пока не собираемся.
- Студенты оставляют какой-то фидбэк?
После занятия или их серии, студент или его родители оставляют оценки и отзывы. Учителя сортируются и по этому показателю.
- Но ведь бывают и фальшивые отзывы.
Функция отзывов блокируется до того момента, пока не состоялся урок. Состоялся урок или нет легко отследить. И отзыв привязан к конкретному уроку.
- Занятие с репетитором предполагает близкое взаимодействие с учеником, когда первый поддерживает дисциплину и внимание. В вашем проекте, фактически, этого нет. Как преподаватель может воздействовать через экран?
Не соглашусь. Наша статистика и отзывы показывают ровно противоположную картину. Студент, надев наушники, полностью отключаются от окружающего мира, концентрируясь на экране и учителе. Если добавить к этому, что полностью снимается беспокойство родителей за чадо, оставленное в комнате с незнакомым взрослым наедине, то только одни плюсы.
- Проект «заточен» только под британскую систему образования?
Образование в Великобритании на самом деле очень похоже на российское. Есть и квалификационные экзамены, аналог нашего ЕГЭ. Думаю, для английских репетиторов это наиболее прибыльные занятия. С этой точки зрения проект мог бы реализоваться и в России.
- Михаил, а у вас уже был опыт в стартапах?
Опыта развития бизнеса не было, да и сейчас я этим не особо занимаюсь. Моя часть прикладная и техническая. Разумеется, есть опыт в веб-разработке.
- Не было сомнений в успешности, когда взялись за проект?
Изначально, у нас была чисто прикладная задача помочь Патрику довести проект до коммерческой версии. Только в процессе этого стало понятно, что самарская сторона может привнести новые идеи в проект.
- Когда начинали, чувствовали на себе скепсис окружающих?
Не могу этого сказать. Дело в том, что когда появился наш стартап, то буквально через полгода у нас появилось несколько «клонов». И если изначально мы только верили, что делаем интересный и инновационный проект, то появление конкурентов доказало наше движение в правильном направлении. Поэтому, именно с точки зрения идеи, мы практически сразу знали, что она «выстрелит».
- Что дальше, как будет развиваться проект?
Сейчас мы привлекаем новых инвесторов. Всё-таки, развивать любой стартап без сторонних инвестиций довольно трудно. А дальше — выход на новые рынки и развитие технической части проекта.
- Легко ли быть стартапером в Самаре?
Очень сложный вопрос, потому что проект гибридный. Могу сказать, что быть стартапером в Великобритании очень легко и комфортно. А в Самаре мы не сталкивались со сложностями, всё-таки наш рынок за рубежом, где для стартапов создаются самые благоприятные условия. Хоть и с некоторой задержкой, в России и Самаре активно продолжают мировые традиции стартап-движения, что очень хорошо.
Портал ProGorodSamara выражает благодарность Региональному центру инноваций Самарской области за помощь в организации интервью.
.