Самарский программист и учитель информатики: Мы готовимся написать стратегию
Учитель информатики Георгий Савхалов решил, что самарцев стоит обучить искусству программирования компьютерной игры. Он рассказал корреспонденту, как ему удается совмещать профессию и увлечение, и какие игры вызывают у него неподдельную ностальгию.
Вы преподаватель в школе, но это не совсем простая школа…
Это Вальдорфская школа. Из-за нее я и оказался в Самаре. До этого я жил и работал в Ульяновске. Вальдорфская школа это направление, которое пока не очень популярно в мире и в Самаре. У этой школы есть несколько интересных идей. Смысл идей в том, чтобы не вливать детям знания как обычно, а дать им почувствовать. Когда идет освоение материала в школе, то одно восприятие основано на ощущении и чувстве, что это действительно так.
Почему вы выбрали такую профессию?
По образованию я не учитель, а программист. Когда я еще не успел закончить вуз, то меня уже звали работать в школе или заниматься репетиторством. Сейчас я обучаю детей информатике, в прошлом году преподавал физику. До этого в Ульяновске я был учителем математики.
С какого класса сейчас начинается информатика?
В большинстве школ сейчас информатика начинается с 1-2 класса. Вот так ужасно (Смеется) В Ульяновске я преподавал информатику, которая была даже у дошколят. Но там информатика была своеобразная, больше похожая на логику или игры.
То есть в первом классе информатика это игра?
В общем-то, вся младшая школа должна быть игрой, пока ребенок еще не созрел. В Вальдорфской школе информатика начинается с 7 класса, потому что там стараются держать ребенка как можно дальше от компьютера, игр на мобильном и телевизора. Хотя у некоторых программистов из «Яндекса» дети учатся в Вальдорфских школах.
Есть момент, до которого лучше держать ребенка подальше от монитора, чтобы он видел мир объемным, а не плоским. Начиная с 21 года считается, что человек достаточно взрослый и сформировавшийся.
Когда вы начали программировать?
Я начал делать это в школе после фразы своего преподавателя. Тогда он сказал нам: «Играть в школе нельзя, разве что вы сами напишите игру». Преподаватель явно не предполагал, что мы можем сами это сделать, просто бросил такую фразу. Это подстегнуло меня и нескольких одноклассников. Мы увлеклись этим процессом. В то время, как другие играли втихаря, мы работали над созданием игры. У меня тогда был старый компьютер, и у меня не работали игры, которыми увлекались мои друзья. С тех пор я стал переписывать все, что попадалось под руку, так чтобы работало.
Из университета я выпускался с идеей организовать гейм студию. Но так получилось, что я стал работать над электронными учебниками, и это меня затянуло.
Помните свою первую игру, которую написали?
Это был Тетрис. Любой программист считает себя обязанным написать Тетрис.
Это сложно?
Самое сложное это поменять свое сознание. Когда начинаешь программирование, нужно поменять свой образ мышления, как ты взаимодействуешь с этим куском железа. У некоторых людей могут возникать сложности, они никак не поймут, как это делать и начинают бороться с этим процессом. Когда я писал игры, меня завлекала сама идея. Вот фигурки разных форм, их можно переворачивать и складывающие ряды исчезают. Делать графику и окружение, сохранение результатов, еще чего-нибудь – это такая рутина.
На простую идею уходит 2-3 дня. На эти дни ты забываешь обо всем на свете. Например, родители возвращаются с работы и спрашивают: «Ты обедал?» А ты вспоминаешь, что еще не завтракал.
То есть это зависимость, только не как у геймеров, которые сидят сутками в играх и тоже обо всем забывают?
Постоянно играть это однозначно плохо для детей. Если у человека что-то забирают, и он не может прожить три дня без этого, то это зависимость, и с этим надо что-то делать. Человек просто не может заполнить пустоту, которая образовалась у него внутри. Тоже самое может быть от программирования. Это своеобразная зависимость. Это плохо тем, что ты отрываешься от реальности.
Как изменились игры?
Есть несколько типов игр. Это могут быть платформеры типа «Марио». В 1990-х годах это был мегапопулярный тип игр, потому что мощности компьютера не хватало, чтобы нарисовать полноценную трехмерную графику. В игре графика это то, что пожирает большую часть ресурсов. Это то, ради чего сейчас идет гонка компьютерных технологий. Когда этого не было, внимание уделялось другим вещам – сюжету или интерфейсу. Есть такое классное слово, которое всех вводит в заблуждение – геймплей. Это очень абстрактное понятие. Обычно говорят про красоту, про то, насколько затягивает игра.
Сейчас многие игры используют трехмерную графику, создают эффект присутствия. Большая часть современных игр делается с процессом погружения. У этого есть некоторые психологические следствия. На себе помню один момент, когда наигрался в игру «Чужой против Хищника», где Чужой бегает по стенам и потолкам. Иду как-то по улице, а на тротуаре стоит машина, и я задумываюсь на полном серьезе: «Мне обойти ее по проезжей части или по стене?» Это довольно типично. Есть много всяких шуток, например, про то, что геймеры заходят за угол боком.
Чем вы занимаетесь сейчас?
Сейчас я пытаюсь организовать тренинг, который начал готовить с декабря. Исходя из того, кто придет учиться, я пытаюсь найти идеи, чтобы научить людей с нулевым опытом. Мы уже писали игру в стиле «Марио», теперь готовимся написать стратегию. В планах попробовать создать что-то для мобильных устройств.
Для игр же еще нужна музыка?
Пока мы в это не углублялись, но это не составляет никакой проблемы. Здесь два пути: либо искать бесплатные банки звуков или записывать свое. Свое это значит, что ты не попадешь под чужие копирайты. Можно записывать в студии или дома. Когда я работал в школе в Ульяновске, там была студия звукозаписи.
К ретроиграм - ретромелодии
Это называется монофонией. Самый простой способ записать что-то такое это найти синтезатор, который подключается к компьютеру, либо можно загрузить музыкальное приложение на телефон и там записать мелодию на пианино.
На данный момент вы зарабатываете на программировании игр?
Нет. Сейчас это только хобби, которое может, конечно, перерасти в доход. Но в доход не от программирования, а от преподавания. Я надеюсь на этот вариант. А программирование игр это одна из самых крупных индустрий в мире.
Мне хочется иметь связь со школой. Я понимаю, что в любой школе нужен человек, который занимается программированием, потому что он является носителем этого процесса.
Как сейчас обстоят дела с зарплатой учителя? Хватает?
Когда я только пришел работать в школу, моей зарплаты хватало только на жизнь в один месяц – вроде с голоду не помираешь, но машину новую не купишь. Время все уходило на работу. А теперь я решил, что мне нужно немножко свободного времени, чтобы поменять направление деятельности. В школе я стал бывать меньше, поэтому и зарплата стала не такой большой.
У вас есть любимые игры?
Конечно, долгое время любимой игрой были «Червячки» или «Worms». Потом после выхода было очень много трехмерных вариантов, она очень долго оставалась любимой для большого количества людей. Есть игры, которые вызывают ностальгию, из-за того, что им уделяли много внимания. Мне очень нравились более ранние версии игр. Сейчас я играю мало, мне просто жалко тратить на это время.
Фотографии предоставлены Георгием Савхаловым. Скриншоты работ из группы "Тренинги по программированию"