Тольяттинский азот развеяли над Ирландией
Как сообщают Аргументы недели, судья Высокого суда Ирландии Роберт Хаутон отклонил ходатайство генерального директора компании «Eurotoaz Limited» Андрея Бабичева. Он установил, что дело ПАО «ТОАЗ» нужно рассмотреть в рамках полного судебного заседания. Кроме того, требуется изучить все доказательства и позиции сторон.
Ходатайство о прекращении дела в отношении миноритарных акционеров «Тольяттиазот» направили в Дублинский суд представители Бабичева. Они заявили, что исковое заявлении, якобы, не может быть удовлетворено в силу ряда причин. Защита Бабичева пыталась убедить суд в том, что рассмотрение дела в Ирландии нарушает правило подсудности, что истекли сроки исковой давности и что истец в исковом заявлении не доказал убытки.
«Ирландское дело» инициировали еще в ноябре 2016 года доверительные лица владельцев ключевых акций «Публичного акционерного общества «Тольяттиазот». в отношении «ОХК «Уралхим», его владельца Дмитрия Мазепина, генерального директора Дмитрия Коняева, а так же группы миноритарных акционеров «ТОАЗ». Первым, к слову, принадлежит около 70% компании.
Всего ответчиков - одиннадцать. В их число входит «Eurotoaz Limited», зарегистрированная в Ирландии и, как указывает истец, аффелированная с «Уралхимом».
Также истец утверждает, что ответчики осуществляли давление на представляемую им группу компаний с целью выкупа принадлежащих им акций «Тольяттиазота». При чем, он требовал, чтобы акции ему продали по существенно заниженной цене.
Это все стало причиной того, что он требует признать их виновными и возместить ущерб. Он указывает на то, что они понесли его в результате снижения стоимости акций «Тольяттиазота», а также не в результате этого дивиденды.
Кстати, в конце прошлого года «Irish Times» сообщала, что истец обозначил требования в размере $2 млрд.
Тогда в материалах суда отметили, что история судебных тяжб уходит корнями в 1994 г. В то время венгерская компания «Eurotoaz Hungary» уже приобрела 8,8% акций «Тольяттиазота».
Но в конце 1995 года «Eurotoaz Hungary» ликвидировали. Но «Тольяттиазот» не потрудились уведомить об этом и в реестре акционеров компания осталась.
Позже, уже в 2010 году «Eurotoaz» в самарском арбитражном суде потребовала восстановить ее в реестре акционеров с долей 8,8% вместо ошибочно внесенной в него венгерской компании.
В следующем году в суде они пытались доказать, что ликвидированная фирма уступила ей свой пакет акций, но уже в размере 10%. Так, борьба между компаниями продолжалась до 2012 года. В этот год Высший арбитражный суд РФ отклонил требования «Eurotoaz». Это произошло из-за пропуска исковой давности.
Параллельно в 2014 году начинается серия судов о взыскании неполученных «Eurotoaz» дивидендах. Прекратили ее в 2016-м Верховный суд Российской Федерации. Он отказался рассматривать дальнейшие жалобы.
Одновременно с арбитражными, «Eurotoaz» в 2010-м году инициирует уже уголовное дело по статье «Причинение имущественного ущерба при отсутствии признаков хищения". Уголовное дело прекратили, но его пришлось возобновить по инициативе «Уралхим».
В 2015-м «Eurotoaz» возобновляет процесс, но через год его закончили без результата.
В этом же году еще один заметный участник конфликта, миноритарий «Тольяттиазота» Евгений Седыкин, в рамках судебного разбирательства, предоставил подложные документы с просьбой росьбой измененить в реестре акционеров «Тольяттиазота». А вместо них он предложил «Eurotoaz».
Седыкин также представлял «Eurotoaz» в ряде процессов. В прошло году самарский суд установил, что в 2015 году Седыкин инсценировал собрание акционеров «Тольяттиазота» и назначил новый совет директоров предприятия под своим председательством.
В итоге в июле 2017 года Седыкина осудили на четыре года условно за попытку рейдерского захвата «Тольяттиазота».
Уже в рамках «Ирладского дела» доверительным управляющие ссылались на связь «Eurotoaz» с «Уралхимом» и говорили о том, что Седыкин действовал в интересах г-на Мазепина.
Ранее, восьмого декабря 2016 года было получено решение Вестминстерского Магистратского суда. Там рассматривали вопрос об экстрадиции г-на Королева. Требование об экстрадиции заявила Российская Федерация в связи с уголовным делом о мошенничестве, заявленном «Уралхиммом».
Евгений Королев состоял в совете членв директоров ЗАО «Корпорация Тольяттиазот». При этом в 2011 году, он являлся генеральным директором копании. Обвинение утверждало, что мужчина организовал продажи по заниженной цене аммиак и карбамид швейцарской компании «Nitrochem».
Заявленный ущерб был равен трем миллиардам долларов США. Но выручка всего «ТОАЗ» за несколько лет явно не могла принадлежать миноритарному акционеру, не говоря уже о прибыли.
В результате, суд ответил отказом, хотя главным аргументом была невозможность обеспечения справедливого судебного расследования. Ведь его преследование, якобы является элементом рейдерской атаки.
Кроме прочего суд воспользовался экспертной оценкой профессора Саква (Sakwa). В документе он описываел политическую систему РФ. В частности, он указывает, что «ТОАЗ» является «стратегически важным для г-на Путина».
В настоящее время доступно только решение Высокого суда Ирландии от 23 ноября 2017 года по «Ирландскому делу». Согласно нему претензии истца заключаются в том, что ответчики совершили серию неправомерных действий. Сделал он это с целью причинить ущерб и лишить его прав на акции «ТОАЗ».
Интересно то, что ответчики действовали скрытно и под руководством г-на Мазепина. Он в свою очередь контролировал «Уралхим», которому принадлежит 9,9% акций «ТОАЗ».
Между маем 2012-го и июнем 2013-го господа Мазепин и Коняев напрямую угрожали неправомерными действиями.
В общей сложности завели три уголовных и два гражданских. Их всех инициировали компанией «Eurotoaz», которую представлял г-н Седыкин.
К слову, были и иные уголовные и гражданские дела, инициированные «Уралхим», которые привели к заочным арестам акционеров и арестам всех акций и активов. А ключевым ответчиком, по мнению истца, является «Eurotoaz». Эта компания зарегистрирована в Ирландии. У него тот же юридический адрес и регистрационный агент, что и у организации «Belport Investmets Ltd». А уже она одина из ответчиков, которая выступает под контролем Мазепина.
Специалисты считают, что разбирательство по «Ирландскому делу» может затянуться не на один год. Это связано с тем, что Высокий суд, согласно ирландским законам — это первая инстанция. Следовательно в своем решениион может дать заключение о всех фактических аспектах дела, для которого потребуется полное раскрытие и изучение доказательств.
А поставить точку в длинном списке сможет только последняя инстанция — Верховный суд. Но скорее – точку с запятой, потому что уже сейчас появляются вновь открывшиеся обстоятельства.
В 2018 году, 17 января, Федеральная служба безопасности РФ задержала бывшего начальника охраны Бориса Березовского Сергея Соколова, генерального директора компании ФИЦ «Аналитика и безопасность» Руслана Мильченко и экс-сотрудников службы безопасности АО «Тольяттиазот» Олега Антошина и Алексея Алексеева.
По мнению следствия, задержанные участвовали в инсценировке подготовки террористических акций на территории страны. Для этого они покупали и хранили в съемных квартирах взрывчатку , оружие, и материалы запрещенной на территории РФ международной террористической организации «Исламское государство.
Там же обнаружили документы, из которых следовало, что получатели оружия могут найти адвокатскую поддержку по адресу, совпадающему с адресом ООО «МСА-Строй», афиллированного ПАО «Тольяттиазот».
Но косвенные признаки заставляют предположить, что задержанные действовали в интересах основного владельца АО «Объединенная химическая компания «Уралхим», акционера ПАО «ТОАЗ» Дмитрия Мазепина и главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова, предпринимающих попытки силового захвата компании.