Виталий Стадников, экс-главный архитектор Самары: Нам грозит участь Детройта

Проблему пробок помогут решить велосипеды


- Вы согласны с тем, что в нашем городе слишком много спальных микрорайонов с тусклыми и однообразными домами?

- Как правило, так говорят только те, кто живет в спальных районах. Понимаете, город - это не то пространство, которое читается однозначно. Районы не делятся на интеллигентные и пролетарские или престижные и непрестижные. Такие разделения есть только в мозгах, лишь по созданному имиджу. Отличие спальных микрорайонов от других заключается в отсутствии комбинации функций, отличающих настоящую городскую среду, отсутсвии перехода между индивидуальным и городским пространством через прослойку общинного, комунального пространства – двора. Человек просыпается, выходит на улицу и сразу же оказывается на улице. В микрорайонах нет дворов, и именно поэтому зачастую местные жители здесь даже не знают своих соседей. Спальные микрорайоны — это большая проблема. Там неудобно жить. Но Самара же на этом не заканчивается. Есть Безымянка, поселок Управленческий и другие места, которые когда-то создавались и застраивались по концепции «города-сада». Правильная посадка деревьев и профили улиц, красивые фасады зданий. Это — районы с уютной городской средой, где людей принуждали к социализации. Сейчас эти уютные районы находятся под угрозой из-за беспорядочной застройки.

- То есть будет правильно сказать, что в большинстве районов Самары становится неудобно жить?

- Будет правильнее заметить, что в Самаре наблюдается отток умного и квалифицированного населения. И наблюдается приток неквалифицированного населения из близлежащих стран. Так когда-то распадался американский город Детройт. Это был город миллионник, где осталось всего 300 тысяч населения. Детройт — типичный рабочий город с обилием машин и предприятий. Представьте, дороги стали делать все шире и шире, город расползался вширь , как сейчас Самара в сторону Икеи и Южного шоссе, без развития общественного транспорта, рассчитывая только на безразмерно увеличивающийся парк личных автомобилей. В результате люди просто взяли и уехали оттуда, потому что там стало неудобно жить. Если вы посмотрите на Самару, то увидите с Детройтом много сходств. Только жестче – повсюду машины, припаркованные в грязи. Вот почему в Самаре уменьшается население. Как этого избежать? Надо не расширять дороги, а делать улицы для людей, повышать качество общественного транспорта, развивать трамвайные сообщения.


- Почему сложилась такая печальная ситуация?

- Все потому, что в приоритеты стратегического развития города не были заложены идеи развития общественного транспорта. В смету не закладывались необходимые средства для развития метрополитена или трамвая. Только сейчас ситуация стала несколько меняться. Тем же общественным транспортом стала пользоваться большая часть населения. Даже в огромной Москве им пользуется больше 70 процентов населения. Хотя, визуально кажется что это не так. Сейчас власти наконец-то поняли, что наиболее эффективный способ завоевать доверие населения - вкладывать деньги в благоустройство города.


- Почему паркинги не решают проблем со стихийными парковками? Дело в цене? Они стоят полупустые.

- Отнюдь, дело не в цене. Проблема связана с отсутствием увязки между различными мерами по развитию транспортной инфраструктуры города. Эти меры должны стимулировать горожан пользоваться общественным транспортом, создавать проблемы владельцам автомобилей в виде платных парковок и развивать велодвижение в городской черте. Такие заснеженные города как Хельсинки, Копенгаген или Стокгольм еще не так давно считались неблагоприятными для дневной уличной жизни. Посмотрите на них сейчас — они превратились в пешеходные города, где люди ходят пешком, пользуются велосипедами, а чиновникам не зазорно ездить на общественном транспорте, потому что этот транспорт очень качественный, с кондиционерами. Получается, что городской автобус по качеству ничем не уступает личному автомобилю. А в чем-то превосходит, поскольку за автомобиль человеку нужно повсюду платить. В Москве, например, сейчас ввели платные парковки в рамках Бульварного кольца. Следующая зона будет в рамках Садового кольца. После этого трафик движения сразу же снизился, и пробок в центре стало гораздо меньше. Москвичам стало не выгодно платить 400 рублей в день за парковку автомобиля. При этом в Москве появилась система бесплатных велостоянок и проката велосипедов. То есть человек может взять велосипед за бесплатно на 30 мин. Или 30 рублей за час и доехать на нем от одной точки до другой и так далее. Выходит, что пользоваться в центре города велосипедом становится выгоднее всего. Это выгодно уже сейчас, но система еще будет развиваться в дальнейшем.


- Население со своей стороны может как-то повлиять на облик города?

- Да, но город можно быстро привести в порядок только в том случае, если видна работа чиновников. В таком случае у горожан повысится гражданская позиция и общественная активность, а в Самаре пока очень слабо проявляются сообщества. Я могу выделить только «ВелоСамару». Помните их помощь в строительстве погорельцам, которым подожгли дом? Это — отличный пример, который развивает Институт города.


В России непонятно, кто должен отвечать за состояние домов


- Можете спрогнозировать судьбу деревянных домов «насыпушек» на Безымянке? Уже 20-30 лет ходят разговоры об их сносе.

- Там стоят различные дома: кирпичные, шлако-блочные и деревянные. К каждому типу здания нужен свой подход. Многие дома, действительно, имеют плохое состояние, но вопрос заключается в другом — как подойти к застройке таких дворов? Будет крайне неправильно, если эти уютные дворы превратятся в обычный типовой микрорайон. Такой плачевный пример у всех перед глазами. Посмотрите на застройку в районе пересечения Вольской и Ново-Вокзальной, где «Новый Дон» в свое время возвел высотки.


- То есть вам такой вид застройки не нравится?

- Разумеется. Это — некачественная среда. Произошло уничтожение всех качеств и преимуществ той жилой среды, которая там была. Замечу, что Безымянка когда-то была одним из лучших районов страны. В 1946 году этот район получил премию за лучшее благоустройство в стране.


- Но это было в 1946 году. Сейчас эти дома обветшали...

- Не путайте дома и качество среды обитания. Оно состоит из уровня озеленения, качественной инфраструктуры района и возможностей для развития общественных пространств. Сами дома надо заменять, я не спорю. При этом многие здания очень удачно в архитектурном смысле спроектированы. Конечно, технически эти дома устарели. По большому счету их никогда никто не содержал. Разумеется, их надо заменять.


- Если менять, то на что? Высотные дома, как я уже понял, вам в таких районах не нравятся.

- Безымянка по ширине улиц и тротуаров спроектирована под дома средней этажности. Баланс этого района — дома в 3-5 этажей. Если строить выше, то образуется сильный отступ такого дома от других зданий. Люди перестают понимать, где их сфера ответственности за территорию, а где сфера ответственности их соседей. Во дворах образуются никем не регулируемые зоны, у которых нет хозяев, и тогда мы видим брошенные в грязь машины, стихийные стоянки прямо вокруг детских площадок. Проблема стоянок — это и есть следствие плохой планировки, когда дома строят не по периметру кварталов и вдоль дорог, а ставят как попало. Современные самарские дворы перестали служить людям для выполнения каких-то их внутренних нужд.


- Вы сказали, что старые дома надо заменять и восстанавливать. А кто должен этим заниматься?


- Безусловно, в дома нужно вкладывать деньги. Если человек не будет чистить зубы и заниматься спортом, то его тело придет в негодность. Точно так же и с домами. В России проблема заключается в том, что до конца непонятно, кто все же отвечает за состояние домов. Система ЖКХ совершенно не выстроена. Да, она постепенно налаживается, но моментального перехода не будет. Думаю, что через какое-то время у нас будет примерно та же схема, что и в Европе. Все видели, что там у красивых и старинных домов отличное состояние. Так вот благополучие видов европейских городов заключается в уровне самоорганизации. Там собственники сами платят за обслуживание своих домов.


- Многие до сих пор не знают, что будет построено на площадях бывшего стадиона «Крылья Советов». Расскажите.

- Изначально собственник территории в лице «Росдевелопменеджмент» собирался построить там крупный торговый центр, но поскольку возник «Вива Лэнд», то от этой идеи было решено отказаться. Собственники не увидели в этом выгоды и площадка зависла. Уже при нынешнем градоначальнике на ту площадку завели застройщика, который готов был выкупить территорию, но при условии, что там будет располагаться коммерческая застройка на 130 тысяч квадратных метров. В результате администрация заставила застройщика включить в план строительство школы первой ступени на 100 человек, детский сад, ФОК и мини-стадион. Очень важно, что у этой площадки останутся спортивные функции и появление комплекса не станет коллапсом для окружающей среды. Очень хорошо, когда у территории в процессе застройки сохраняются функции. Сейчас это, в принципе, редкость. На той же Безымянке происходит замещение достойных функций зданий недостойными. Для примера — снос жилых домов на площади Кирова и появление вместо них огромной и непонятной коробки под названием ТЦ «Вива Лэнд».


- Каковы сроки реализации застройки бывшего стадиона «КС»?

- Предполагаю, что строительство может начаться уже со следующего года. Ориентировочно продлиться возведение комплекса может около трех лет. Все будет зависеть от того, случится ли финансовый кризис. Поэтому строительство может и зависнуть. А во всем остальном ограничений у застройщика нет. Никаких охранных зон, увы, рядом нет и поэтому высотное строительство разрешено. В проекте там запланированы даже 28-этажные дома. Ситуация, конечно, двоякая. С одной стороны, дома там будут огромные, но с другой стороны, хотя бы будут обеспечены некоторой инфраструктурой.


- Нужно ли сохранять такое здание как Дворец спорта авиационного завода в текущем виде или его надо снести и построить что-то новое?

- Конечно же надо сохранять. Таких объектов в городе немного. Это ЗАГС «теремок», Дом актера, мемориал павшим воинам, библиотека имени Ленина, здание-«рашпиль» на проспекте Ленина. Это — советский неомодернизм, дворец построили в 1972 году. Связь недалекого прошлого с настоящим. Там же внутри замечательный и фактурный интерьер. Объект очень хороший, но недооцененный. Настоящая авторская архитектура. Я считаю, что он в миллион раз лучше, чем типовой ледовый Дворец спорта на Молодогвардейской.