Наверх
18:09, 12.05.2022

В России продажи машин упали в пять раз: что с АВТОВАЗом и надо ли паниковать?

В России продажи машин упали в пять раз: что с АВТОВАЗом и надо ли паниковать?
16+
Фото: Ксения Самринова
Авторынок страны пережил настоящий «обвал века». Столь сильного снижения не было даже в разгар пандемии коронавируса

По итогам апреля 2022 года продажи автомобилей в России упали до критически низкой отметки: в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года они снизились сразу в пять раз — с 160 тыс. до 32,7 тыс. штук, говорится в отчете «Ассоциации европейского бизнеса».

Столь низкого значения не фиксировалось за всю историю ведения статистики — с 2006 года, до настоящего времени худшим считался результат пандемийного апреля 2020-го, когда всю страну отправили на самоизоляцию из-за ковида. Но даже тогда производители сумели отгрузить дилерам чуть более 41 тысячи машин.

Продажи автомобилей в России по месяцам с 2006 года, тыс. шт. Данные: АЕБ. Рисунок: «Прогород Самара»

В кризисы же предыдущих лет месячные продажи авто в России всего 9 раз падали ниже отметки 100 тысяч единиц. А для сравнения: в рекордном апреле 2008 года дилеры выкупили более 292 тысяч машин — практически в 9 раз больше, чем сейчас. Даже в пресловутый кризис-2009 продажи весь год продержались на среднем уровне около 120 тысяч автомобилей в месяц.  

Данные: АЕБ. Рисунок: «Прогород Самара»

Продажи в апреле 2022 года просели по всем маркам-лидерам: так в 5 раз снизилась реализация авто у Lada, Kia, Hyundai и Renault. Чуть ниже зафиксировано падение коммерческих автомобилей марки ГАЗ — «всего» на 61%. Относительно неплохо чувствует себя УАЗ, который не останавливал производство в марте и апреле: его продажи снизились только на треть. Очевидно, что ульяновскому заводу не позволила упасть оборонка – «патриоты» и «уазики» активно заказывают ВС РФ.

Зато у Skoda, Volkswagen и Toyota обвал практически в 10 раз, у Mitsubishi — на 58%, у Haval — на 73%. При этом китайская марка не останавливала производство в Туле и несколько раз заявляла о готовности остаться на российском рынке.

Данные: АЕБ. Рисунок: «Прогород Самара»

Среди моделей лидерство по-прежнему удерживает вазовские машины - Lada Granta, за которой идут Vesta и Niva (считается суммарно по моделям Travel и Legend). Далее следуют три «корейца»: Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, за ними — Skoda Rapid, Renault Duster, Volkswagen Polo, Renault Logan.

Фото: Ксения Самринова

В настоящее время российская либеральная общественность радуется плохим цифрам статистики по продажам автомобилей в России, причем с некоторой долей злорадства: «Мы же вас предупреждали! А будет еще хуже!».

Российский политолог Андрей Перла считает, что на эти возгласы просто не нужно обращать внимание.

«Да пусть злорадствуют, нам-то что? – пишет автор. - У нас посерьезнее проблемы есть, чем считать, сколько продано или не продано машин тех марок, которые все равно объявили об уходе с российского рынка, потому что у нас злой Путин и ужасная диктатура.

В России происходит очень важный и еще большинству (и уж точно либералам) не понятный процесс: мы возвращаемся к нормальному потреблению, вместо навязанного нам Западом гипертрофированного.

Экономический рост в западном понимании — это ведь как? Допустим, ты купил машину, через год у тебя уже не последняя модель, ты продаешь совсем новое авто и покупаешь еще более новое, причем все это делаешь в кредит. Точно также в кредит эти машины производятся для тебя. Все это вместе отражается в статистике – получается рост!

Но, положа руку на сердце, тебя бы вполне устроила и машина, выпущенная 7 лет назад. Просто так не принято. Принято производить миллионами и продавать миллионами и утилизировать тоже миллионами. Все ради курса акций и капитализации. В результате имеем автомобили, которые теряют ремонтопригодность лет за пять. Все равно купят новые.

Но тут случилась военная спецоперация ВС РФ на Украине. И вдруг выяснилось, что потребности людей могут удовлетворяться совсем по-другому. Также по-другому следует считать и место России в мировой экономике. Не 1,5 процента мирового ВВП - а 20-25 процентов мировых энергоносителей. Без энергии ничего нельзя произвести и есть нечего.

Это долгий разговор, но вести его надо не в ключе «восстановится ли авторынок», а в ключе «как меняется образ жизни», - подчеркивает Перла.

Известный самарский финансист Дмитрий Яковенко смотрит на ситуацию с пессимизмом.

«Начнём с того, что в России автомобили - это волатильный товар, сильно подверженный колебаниям (предмет не первой необходимости). Часть населения и до сих пор относится к автомобилю как к предмету роскоши, который передаётся по наследству, - утверждает специалист. - Второе - в стране кризис. Уровень оплаты труда упал у многих на 10-15%, официальная и реальная инфляция различаются в разы. курс безналичного и наличного доллара (евро) отличаются друг от друга почти в 2 раза.

Многие товары первой и второй необходимости исчезают с прилавков. Исходя из этого, те, кто задумывал покупки бытовой техники поспешили на «отходящий поезд», понимая, что не только цена растёт, но и ассортимент падает. Так что накопления пошли скорее на стиральные машинки, холодильники и тому подобное.

Население понимает, что кризис только начался. А классика кризиса - все деньги держать при себе - только нал и только дома.

Добавьте то, что запчасти (комплектующие) в автомобильной промышленности сейчас исчезнут и упадёт объём производства.

Ничего хорошего не стоит ждать. Как вы понимаете РЕНО уде предупреждало о возможности остановки завода. Переход на сборку чего-то другого быстро не произойдёт. [Например, перестроить АВТОВАЗ под китайские марки вряд ли получится. Прогнозируемый вариант развития событий - на вазовском конвейере останутся только три родных машины].

А Тольятти как был, так и останется моногородом. А значит - кризис сильно ударит по Самарской области (гораздо сильнее, чем по Пензенской, Ульяновской и некоторым другим соседним регионам).

А федеральный бюджет будет Самаре, как и раньше, оказывать помощь по остаточному принципу», - отмечает Яковенко.

Напомним, в начале мая на внеплановую паузу встали все автозаводы, выпускающие легковые машины. Сегодня, дилеры пытаются продать остатки буржуйских авто как можно дороже, что провоцирует конфликты с клиентами. И особенно драматичным выглядит перспектива ухода из России компании Renault: это может вернуть АВТОВАЗ на 10–15 лет назад.

Ранее «Прогород» разбирался, кому могут продать АВТОВАЗ. Называются 5 возможных вариантов продажи пакета Renault в тольяттинском автозаводе - китайской компании, индийской, турецкой, из ОАЭ и российской. В медийном пространстве появились сообщения о планах «Рено Груп» все-таки продать контрольный пакет акций в АВТОВАЗе неизвестным бенефициарам. Подобный шаг является тяжелейшим политическим решением для правительства Франции, как крупнейшего аукционера Renault. Российский рынок являлся ключевым для автоконцерна, вторым после самой Франции.

Фото: ru.investing.com

Акции Renault с момента начала спецоперации России на Украине рухнули практически на 40 процентов – с 37 до примерно 22 евро за одну бумагу.

В сложившихся условиях трудно вообще говорить о какой-либо конкретной цене сделки. Имя потенциального покупателя, естественно, не раскрывается: соблюдается тот же принцип тишины. Сейчас стоимость активов Волжского автозавода может достигать примерно 1,2 млрд евро — это примерный ориентир. При этом сумма может отличаться значительно как в ту, так и в другую сторону, поскольку пока еще не ясны параметры сделки, список выставленных на продажу активов, а также прочие условия и потенциальный дисконт.

Вадим Афанасьев

Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу нашего города

Размещение рекламы в газете «Pro Город»
+7(987)-156-00-63
Связаться с редакцией
progorodsamara@progorodsamara.ru
+7(987)-905-00-63
Отдел службы распространения:
+7(987)-156-00-63
Размещение рекламы на сайте
8 (917) 153-99-44
sales@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Чувилин Александр Сергеевич (progorodsamara@progorodsamara.ru, +7 (987) 905-00-63). Адрес редакции: 443013, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, дом 4, корпус 15, офис 703-704 Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2014
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2014
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика