Паралимпийский чемпион из Самары - о том, как на самом деле проходят соревнования: "Нас связывают между собой"

Андрей Буков - мастер спорта международного класса по триатлону и плаванию, член параолимпийской сборной России и детский тренер.

День. Я на старой набережной. Палит солнце. Около фонтана на спуске с Ленинградской у меня назначена встреча с паралимпийским чемпионом из Самары Андреем Буковым. Пока жду одиннадцати часов - думаю, почему именно здесь герой интервью решил пообщаться. Уже в предвкушении.

Вижу на пешеходном переходе красивую пару: светловолосый парень и девушка в летнем светлом платье. Это идёт Андрей со своей супругой Асей! Присели на скамейку напротив Волги и начали болтать о всяком: о спорте, о путешествиях и даже о личной жизни пары.


Фото: Яна Лаушкина

Андрей Буков - мастер спорта международного класса по триатлону и плаванию, член паралимпийской сборной России и детский тренер. Герой моего интервью - инвалид по зрению с самого рождения. Признаюсь, для меня большая честь общаться с таким человеком.

Андрей, расскажите, как вы пришли в спорт?

- В спорт пришел лет в 7. Родители меня отдали в плавание, чтобы укрепить здоровье. Инвалидность у меня с детства, поэтому меня воспитывали так, чтобы я рос полноценным человеком. Чтобы недуг никак не мешал мне жить. Еще отдавали и в пение, и в рисование. Но спорт мне больше полюбился, я сначала просто так участвовал в соревнованиях. И как-то это обрело какой-то смысл, я увидел цель в своей жизни. Понял, что можно потренироваться, получить результат и идти дальше. И так с 2006 года по сегодняшний день я в спорте, не вижу даже другой жизни. Я всё время в движении. Теперь я еще и детей тренирую, - с улыбкой начинает рассказ Андрей.


Фото: Яна Лаушкина

Вы назвали свою инвалидность "недугом", но я вижу, что у вас отличная спортивная карьера, рядом счастливая супруга (и очень красивая), вы вместе путешествуете, разве можно сейчас использовать такое обозначение?

- Учился я в интернате для слепых и слабовидящих, на тот момент учили адаптации в обществе с помощью спецпредметов. Рассказывали, как ориентироваться. Помогали психологически. Иногда с женой гуляем, я ступеньки собираю, пеньки всякие, ха-ха, - отмечает спортсмен.

- В любом случае, есть некоторые ограничения. Есть цель - не чувствовать ограничений, жить полной жизнью, но всё-таки это сказывается на здоровье. Я никогда не чувствовала ничего такого. Даже на нашем первом свидании я не поняла, что у него проблемы со зрением, Андрей мне не сразу рассказал. Я узнала только на третьем свидании. Для него это был очень большой шаг, потому что на тот момент уже были чувства. Мы решили признаться друг другу в каких-то своих недостатках, и вот он выдал тайну. Я сказала: "И что? Лучше расскажи о себе что-то действительно такое...". В общем, не воспринимаю это "недугом". Надпись есть, но мы не воспринимаем, - дополняет Андрея супруга Ася.


Фото: Яна Лаушкина

А как вы познакомились с Андреем?

- Нас спорт и связал. Я занималась аквааэробикой в бассейне, было чувство, что мне надо туда пойти. Всё это мистически завязывалось. Андрей 4 месяца думал: подходить ко мне или нет. Он очень скромный. И потом начали общаться, переписываться долго и ходить на свидания, - с широкой улыбкой продолжает Ася.

Какая милая история! Андрей, а как вы начали тренировать детей?

- Я обучаю детей от 4 лет, мне нравится с ними работать. Чувствую отдачу, вижу результат. Начал тренерскую деятельность очень необычно. Я не хотел быть тренером, не планировал, не видел себя в этом, но вот так вышло. Это был 2016 год, тогда как раз началась международная изоляция спорта, начались баны. В мае был Чемпионат Европы, я не очень там проплыл, а в 2016 как раз были игры в Рио-де-Жанейро. В том году переехал в Южный город и узнал, что там открыли бассейн. Думал, что дома сидеть днем, пойду инструктором. Так вышло, что я прихожу, и заведующий комплексом расписал обязанности тренера. У меня образование педагогическое, но ввязываться в тренерство не планировал. Прихожу, мне говорят, что я выхожу в понедельник. На самом деле, спасибо тренеру за то, что помогла мне провести первое занятие. Тяжело было. Потом бассейн закрывали, и я в какой-то момент осознал, что скучаю по детям. Так и втянулся.

Родители благодарят за то, что они теперь могут спокойно приехать на Волгу, без нарукавников и жилетов плавать с детьми. Они спокойны.


Фото: Яна Лаушкина

А дети тоже с особенностями?

- Нет, они абсолютно здоровы. Я еще веду и адаптивное плавание, но в Южном городе инвалидов не так много, поэтому тренирую в основном здоровых.

Андрей, в каких странах вы бывали на соревнованиях? И какая самая яркая поездка?

- О-о-ой... Самая запоминающаяся поездка была на Мальдивы, где мы с супругой поженились, - делится Андрей.

- Это была моя мечта, Андрей знал и воплотил её, - говорит счастливая Ася.

- А если про соревнования, то вот знаете, часто говорят: "Ты много где был! Ого!". Но любые соревнования - это волнение и стресс. Объехал почти всю Европу, из необычных мест - Корея. В 2015 году там были всемирные игры, там я завоевал несколько медалей. Уровень жизни в Корее совсем другой, там люди живут уже в 2050 году. Даже сейчас смотрю, у молодежи нашей популярен К-рор, стритфуд. А там, в Корее, в 2015 году это всё было модно. Еще последние сборы были на Канарских островах, мне очень там понравилось, смог немного посмотреть. Но в основном: автобус-бассейн-отель.

Какая ваша самая крупная победа?

- Победа в летних играх параолимпийцев в триатлоне. Можно сказать, что их приравнивают к параолимпийским играм, так как нас не выпускают же сейчас на международный уровень. Атмосфера была настоящего спортивного праздника. Мне удалось победить с отрывом в половину секунды. И вообще, объясню, что такое триатлон: ты плывёшь 750 метров, 20 км едешь на велосипеде и потом еще 5 км бежишь. Это проходят примерно за час, и, когда на финише ты обгоняешь кого-то в полсекунды - такого у меня еще не было.

Ого! И вы всё это преодолеваете за раз?

- Да, именно так.

Обалдеть... Вот еще, что спросить хотела. С какими трудностями всё-таки приходится сталкиваться в спорте?

- В соревнованиях мы участвуем вдвоем: я и мой гид. Нас сцепляют за ногу, мы должны вместе проплыть, сесть на двойной велосипед, потом еще связывают между собой, так и бежим. Именно спорт слепых тяжелый в организации, ведь нужно найти человека, который захочет с тобой этим заниматься. Важен уровень, психологическое сходство.


Фото: Яна Лаушкина

Если кто-то один из вас устанет, то другой поможет ему как-то добраться до финиша?

- Это так не работает:) Мы за месяц до соревнований собираемся, тренируемся, учимся чувствовать друг друга. Вместе с ним выступаем уже 4 года.

Вас как-то поддерживает регион?

- Конечно, это и стипендия губернатора, и премии.

Хватает?

- Ну, всегда хочется большего. Нам помогают с формой, с поездками. За это огромное спасибо! Хотелось бы, чтобы помогли еще с велосипедом, потому что это реально важный элемент, приходится брать у друга на соревнования. Но всё равно спасибо!

И всё-таки, почему вы назначили встречу на набережной?

- В прошлом году мы с женой приходили на пляж: она загорала, а я надевал гидрокостюм и тренировался. Каждый занимался своим делом. Здесь же бегал, набережная мне очень нравится. Машин почти не слышно, рядом вода. Ни в одном городе я такой набережной не видел. Волга - уже наша жизнь. Здесь были и свидания, и прогулки с собакой, мы любим воду с самого детства, - подчеркивает Андрей.


Фото: Яна Лаушкина

Мы спустились к Волге, чтобы еще немного погулять и поболтать о триатлоне и, конечно же, сделать селфи на память.

Вода - это не просто стихия, а уже часть жизни Андрея, спортивной карьеры и семьи. Была рада пообщаться со спортсменом!


Фото: Яна Лаушкина

Своим мнением об интервью вы можете поделиться в моём телеграм-канале Яна Лаушкина | Эксклюзив Самара.