Самарские эксперты оценили идею установки турникетов в общественном транспорте

В начале декабря в Тольятти на 5 автобусах ввели новый способ оплаты проезда. Теперь на машинах установили турникеты как в столице. От местных жителей сразу же появилась куча негативных отзывов. Главный аргумент – турникеты очень неудобные.

Во-первых, из-за турникетов и покупки карт у водителя задерживается посадка. Следовательно, ожидать автобус приходится дольше. Во-вторых, количество кондукторов сократят, а это значит, что в городе, где и так туго с трудоустройством, станет еще меньше рабочих мест.

Корреспондент обратился к самарским экспертам, чтобы оценить данную инициативу, потому как Тольятти и Самару стараются превратить в агломерацию, соединённую удобной транспортной системой. Если какие-то инициативы возникают в одном городе, то это будет отражаться на транспорте в другом.

Редактор samaratrans.info Владимир Черных рассказал про эксперимент с турникетами в столице.

«Был эксперимент в Москве. Трамвай, который по пассажиропотоку напоминает наш 13 маршрут, пустили без турникетов. Там обособленное полотно, высокая востребованность среди жителей города. Об этом еще писал Антон Буслов в 2013 году. Недавно результат - на 30% выросло число зайцев. Но турникеты так и не включили при этом. В Москве к турникетам все привыкли на маршрутах с небольшим и средним пассажиропотоком.

В столице просто очень много маршрутов подвозящих к метро, где на конечной у метро все сели и дальше высадка в основном. 7 человек если зайдет, то нет проблем для турникета, а у нас в два вагона 20 маршрута сколько зайдет на Первомайской? После Первомайской сколько зайдет на "Звезде", потом в Овраге, потом студенты университета...Но в Москве есть отличие от Самары. Разовый билет за наличку у водителя стоит 50 рублей, а сезонка стоит 2000. У нас разовый 23, а сезонка - 1300, поэтому в Москве за наличку почти никто не катается. Для Самары это не подходит», - рассуждает эксперт.

Трамвай маршрута №20 на Ново-Садовой. Автор: Жанна Скокова

Стоит пояснить, что летом в столице действительно проходил эксперимент на 17 трамвайном маршруте (а также на совместном участке 11 трамвайного маршрута). Там намеренно отказались от турникетной системы сбора выручки. При этом контролировались ускорение движения, сокращение времени оборота, снижение затрат на обслуживание маршрута, сокращение времени посадки/высадки пассажиров и рост пассажиропотока. Зайдя в вагон, горожанин обязан валидировать свой билет через одно из устройств валидации. За добросовестной оплатой следили контролерские бригады. По результатам эксперимента турникеты решили оставить.

Московский трамвай с турникетами. Автор фото: Жанна Скокова

Руководитель «Центра общественного взаимодействия» Андрей Ишмуратов считает, что в Тольятти от введения турникетов выигрывает не общественный транспорт, а маршруточная «мафия».

«Я считаю это продолжением планомерного уничтожения муниципального транспорта в Тольятти, которое мы наблюдаем последние годы. Делается это для того, чтобы устранить конкуренцию частному транспорту, чтобы маршруточная мафия, о которой давно говорят, могла взвинтить цены. В Москве и Санкт-Петербурге наземный транспорт выполняет функцию подвоза пассажиров к станциям метро, расположенным по всему городу. Поэтому подавляющее большинство пассажиров выходят и заходят только на станциях метро, а длина одной поездки обычно составляет буквально несколько остановок. В этих условиях дополнительные затраты времени на посадку через турникеты не так ощутимы, хотя для пассажиров они есть и заметны.

В Тольятти же, если на каждой остановке ждать, пока все пройдут через турникет, это приведет к значительному снижению маршрутной скорости, а пассажиры откажутся от поездок на медленном муниципальном транспорте.

Источник фото:www.workfromhome.com

Во всём мире турникеты делают на остановках, а вход в транспорт в обход остановки не допускается. Это гораздо эффективнее и экономнее, чем оборудовать каждое транспортное средство турникетом. Если бы мэрия Тольятти заботилась о повышении собираемость оплаты за проезд и удобстве пассажиров, поступили бы именно так. К сожалению, там сейчас другие приоритеты», - отметил Андрей Ишмуратов.

Если горожанам действительно кажется более привлекательной и удобной старая форма оплаты, то выручка у автобусов с турникетами будет падать. Выиграют частные перевозчики, а не муниципальный транспорт. Кстати, в Самаре наблюдается тенденция переноса или отмены остановок для муниципалов (проспект Ленина, кольцо Антонова-Овсеенко). В результате маршрутки активнее собирают выручку с этих точек.

Спешим успокоить наших читателей тем, что в ближайшие годы в Самаре не планируется подобных экспериментов с турникетами. Хотя среди горожан есть и те, кто поддерживает такую идею.

"Меня как пассажира бесят кондукторы в более-менее заполненном транспорте, - говорит самарец Василий Пенкин, - особенно полные. Они наступают на ноги, срывают наушники. Из-за них люди теряют вещи. Они отвлекают людей, помогая карманникам. Вот люди разместились кое-как в транспорте, проезд оплатили, на входе не стоят. Их обязанности пассажиров выполнены. Почему они должны тесниться и пропускать необъятную кондукторшу, которая ходит туда-сюда?"

На фото: Автобус в Москве. Автор: Жанна Скокова