Тренер по ораторскому мастерству: Искусство красиво говорить в России слабо развито

ProGorodSamara.ru встретился с психологом, тренером по ораторскому и актёрскому мастерству Константином Почтенным, который рассказал, как побороть страх перед аудиторией, подготовиться к собеседованию и оценил уровень выступлений самарских знаменитостей.

Что включает в себя понятие «ораторское мастерство»?
Умение преподнести информацию публике. Иногда это определение обобщают с риторикой или ораторским искусством. При этом первое понятие более широкое, предполагающее в основном работу с логикой выступления, а во тором случае речь идёт уже не столько о навыке, сколько о творческом процессе.

По каким признакам речь можно считать красноречивой?
Мой критерий - это когда у выступающего глаза горят, есть идея, которую он действительно хочет донести до публики. Оратор должен изменить аудиторию, дать ей возможность подумать и почувствовать что-то новое. Даже если человек выступает не со своим текстом, то очень важно им проникнуться - это уже актёрская задача.

Любой ли человек может успешно выступать публично?
Я убеждён, что да. Быть оратором — это значит обладать определённым набором навыков: контролировать свой голос, жесты, управлять эмоциями, взаимодействовать с аудиторией и не бояться этого контакта. Каждый из них нарабатывается. Даже в таких сложных случаях, как заикание или аутизм, которые встречались у моих учеников, удавалось добиваться заметного прогресса.

А что делать, если голос тихий или, наоборот, слишком громкий?
Зачастую приглушённый голос — признак психологических зажимов. Для избавления от них есть упражнения, которые работают на уровне физиологии и психики. Например, помогает максимальное напряжение и расслабление тела. Ещё я бы посоветовал те виды физической активности, которые его раскрепощают и делают более «осознанным», — танцы, плавание. Стоит обращать внимание на дыхание. Оно должно быть диафрагмальным, то есть брюшным. Полезно показать себе возможности своего голоса. Например, покричать в лесу. Ну и, конечно же, как можно больше выступать публично, участвовать в дебатах, которые эмоционально задевают.В случае, если оратор говорит слишком громко, это значит, что он не замечает аудиторию, её реакцию. Нужно быть более внимательным к слушателям, это позволит регулировать звучание голоса.


Как работать с дикцией?
Отлично помогают скороговорки. При этом, тренируясь, не нужно стараться повторять их максимально быстро, важнее не упускать смысл, интонировать. Ещё есть связь между тем, как вы дышите, и как говорите. Переход на диафрагмальное дыхание поможет улучшить и дикцию. Произношение может быть невнятным из-за недостаточной энергетики выступающего, тогда её нужно повышать.

Как избавиться от слов-паразитов?
Важно начать их замечать. Можно попросить кого-нибудь из домашних помочь: щёлкать пальцами или по-другому обращать внимание. Проблема в том, что слова-паразиты могут возвращаться: избавитесь от одного, всегда есть вероятность «подцепить» другое.

Можете дать несколько советов, как побороть волнение перед выступлением?
Как правило, оно связано с выбросом адреналина, поэтому физические упражнения перед выходом на публику помогут это нейтрализовать и прийти в ресурсное состояние: пройдите несколько пролётов по лестнице, сделайте зарядку. Если волнение сопровождается поверхностным, учащённым дыханием, то, замедляя его, вы тоже становитесь более уверенным. Перед выступлением стоит знакомиться с аудиторией. Узнавать, зачем люди пришли. Это тоже будет снижать тревогу и ломать первичный барьер общения. Ещё одно важное условие: цель вашего выступления должна быть сильнее страха перед ним.

Какое-то время назад были популярны авторы, объясняющие язык жестов. Действительно ли он может сообщить скрытую информацию о собеседнике?
Я считаю, что эти книги сыграли свою негативную роль в формировании стереотипов восприятия. Если кто-то сложит руки, то есть примет так называемую «закрытую позу», то это вовсе не значит, что он отгораживается эмоционально. И наоборот, ораторы, демонстрирующие открытые ладони, могут использовать это как демонстрацию искренности, которой на самом деле нет.У меня такой подход, что на сцене можно делать всё, лишь бы это соответствовало вашей задаче и соотносилось с тем, что вы хотите сообщить публике.

Как надо вести себя на публике, чтобы производить впечатление уверенного в себе человека?
Говорите громче, не «бегайте» по сцене. Делайте широкие, сильные жесты.

Что может сделать оратор, когда видит, что аудитория негативно реагирует на него или явно скучает?
Лучший вариант — держать контакт с публикой и не допускать такой ситуации. Нужно не просто смотреть на аудиторию, а видеть конкретных людей. И замечать, с каким они настроением. Если аудитория до 30 человек, то оратор просто обязан взглянуть на каждого и получить обратную связь. Если она больше, то удобнее разделить на сектора, на каждый из которых с определенной периодичностью следует направлять внимание. Бывает такое, что публика в целом реагирует хорошо, но некоторые отвлекаются. Лучше не замечать их, на любом выступлении встречаются случайные люди. Если говорить о способах привлечения внимания, то можно сделать что-то неожиданное. Например, внезапно замолчать. Вопросы в аудиторию хорошо её включают, также стоит менять энергетику, не говорить монотонно. При столкновении с хамством или агрессией выступающему важно не проваливаться в эмоции, уводить дискуссию в плоскость аргументов.

Мы больше говорим о выступлениях на сцене, а что касается обычной жизни?
Ораторское мастерство применимо во всех сферах коммуникаций. Даже один человек — уже аудитория. Если говорить о конкретных ситуациях, то можно рассмотреть собеседование при приёме на работу. Рекомендации те же: говорите уверенно и по существу, будьте в контакте с собеседником. При подготовке полезно посмотреть на себя со стороны. Для этого можно отрепетировать с человеком, который способен дать адекватную обратную связь. Если в качестве тренера выступаю я, то мои критерии оценки следующие: телесная составляющая — поза, жесты; речевая — звучание голоса, логика высказываний; внутренний заряд, энергетика.

Часто, вступив с кем-то в конфликт и не разрешив его, мы продолжаем вести диалог уже у себя в воображении. Что делать с этой привычкой?

Это ощущение незавершённости в психике, его нужно отрабатывать. Если вы что-то обсуждали, то можно вернуться к вопросу, выбрав другую форму высказывания. К примеру, написать письмо. Если был спор из-за чего-то, возвращаясь к теме, говорите через «я-высказывание»: «я разозлился», «меня это обидело» и т.д.

Стоит ли писать тексты заранее?
Часто, когда человек это делает, он заучивает написанную речь. Выступление не кажется живым, потому что превращается в воспоминание. И если вылетает из памяти одно слово, рушится вся схема. Чтобы выучить хорошо и присвоить себе даже свой собственный текст, могут потребоваться несколько месяцев. Лучше использовать подготовленную импровизацию. К каждой своей позиции стоит продумать аргументы и контраргументы. Это поможет чувствовать себя более уверенно и свободней отвечать на вопросы публики.
Кто в нашем городе интересуется ораторским мастерством? Возрастной диапазон от 25 до 45 лет, но бывает, что даже пенсионеры обращаются. Одна пожилая женщина вела занятия по йоге и хотела научиться взаимодействовать с учениками. Также есть отдельные группы для детей, это тоже востребовано.

Как вы оцениваете уровень выступлений медийных личностей в Самаре?
Сейчас в России слабо развита культура публичных выступлений. Она была до революции, но потом на смену пришла советская риторика, которая до сих пор себя никак не изживёт. Что касается Самары, то я не слежу за деятельностью местных политиков. Но хочу отметить, что губернатор говорит в назидательной, неживой манере. Стилистика его высказываний ориентирована на взрослую аудиторию родом из СССР, молодёжью до 30 лет она воспринимается плохо. Если говорить об ораторах из творческой среды, то уважение вызывает Валерий Бондаренко, а из моей профессиональной психологической - Константин Лисецкий и Сергей Березин.