Мужчина взял кредит и умер. Банк подождал два года, чтобы накопился долг, а затем подал иск к наследникам. Как это оценил суд?
Всем хорошо известно, что по общему правилу наследник получает не только имущество наследодателя, но и его долги. Однако кредиторы могут пойти на хитрость ради того, чтобы в конечном итоге взыскать с наследников побольше. Именно о таком деле рассказал канал Pikabu «Лига Юристов».
Что произошло?
В 2018 году мужчина взял кредит в одном из известных российских банков на сумму 200 тысяч рублей. Часть ссуды он выплатил, но вскоре скончался.
Наследниками были признаны жена и сын — наследство они признали в равных долях. А уже через два года они с удивлением узнали, что их приглашают в суд в качестве ответчиков.
Банк «внезапно» вспомнил про долг и решил предъявить иск. Причем кредитная организация намеревалась взыскать все проценты и просрочки, накопившиеся за это время: в общей сложности — 173 тысячи рублей. Зачем требовалось ждать целых два года, банк, конечно же, не пояснил.
Что решил суд?
Суд первой инстанции эта странность нисколько не смутила. Служители Фемиды совершенно верно подметили, что, заключая кредитный договор, заемщик обязуется вернуть кредит. В случае его смерти это обязательство переходит к наследникам.
Банку не составило труда доказать факт выдачи кредита, да и ответчики это не оспаривали. Однако выяснилось, что вместо с кредитом умерший заключил договор страхования, и страховка должна была покрыть кредит. Правда, страховая компания признала этот случай нестраховым, и компенсацию, разумеется, не выплатила.
Ответчики утверждали, что не знали про отказ страховой покрывать сумму кредита, и решили, что никакого долга за ними нет.
Суд это не убедило: первая инстанция удовлетворила иск банка, предписав выплатит полную сумму долга на момент подачи иска. Впоследствии банк поддержали и апелляция, и кассация.
Верховный суд встал на сторону ответчиков
А вот Верховный суд сделал иные выводы. Высшая инстанция не ставила под сомнение тот факт, что наследники должны погасить кредит. Законным сочли и отказ страховой, так как та действовала в рамках договора.
Но Верховный суд смутило то, что банк не обратился к наследникам сразу после их вступления в наследство. При этом представители банка так и не смогли пояснить, почему так произошло. При этом задолженность постоянно росла.
Суд счел, что у банка не было уважительных причин для столь позднего предъявления требований. Поэтому банк не вправе требовать задолженность за обозначенный период. Итог: дело пересмотреть, сумму долга — уменьшить.
При новом рассмотрении, кстати, суд подсчитал, что сумма долга на момент смерти составляла вовсе не 173 тысячи, а 128 тысяч. Именно столько банк и вправе требовать с наследников.