Инклюзивное образование особенных детей
Любой ребенок должен иметь возможность нормального развиваться, общаться со сверстниками и получать определенный уровень образования. Это касается и особенных детей, которые в силу своего здоровья имеют ряд ограничений. Подобная социализация позволяет им не только освоиться в окружающем их мире, но и шанс на комфортную жизнь в будущем.
Процесс адаптации ребенка-инвалида в обществе родителям стоит начинать с раннего возраста, чтобы не пропустить важные моменты взросления, принятия себя и принятия ребенка другими детьми и взрослыми.
Дошкольное образование
Первой масштабной ступенью является инклюзивное образование в ДОУ, поддерживаемое нормами Федерального образовательного госстандарта. Благодаря усилиям родителей и педагога особенный малыш может постоянно контактировать с другими детьми, учиться у них коммуникации, поведению, обращению с окружающими предметами и т.д. В обществе детей ребенок быстрее развивается, нежели постоянно находясь в привычной домашней среде.
На данном этапе инклюзив предполагает:
- развитие самостоятельности ребенка,
- опробование разнообразных методов работы с таким малышом, позволяющее выявить наиболее эффективные;
- полностью индивидуальный подход к особенному ребенку,
- обязательное взаимодействие с семьёй;
- оборудование детских дошкольных учреждений в соответствии с потребностями таких детей;
- коррекционная работа наравне с базовыми для всех дошколят программами развития.
Очень важно, чтобы инклюзивное образование детей инвалидов проходило для них максимально органично, и здесь большое значение играет именно психологический фактор. Большая поддержка требуется и от родителей, и от педагогов, которые должны донести до родителей детей без ограничений в состоянии здоровья, насколько важен процесс социализации на данном этапе и что такого ребенка необходимо принимать, а не отталкивать.
Говоря о физической составляющей инклюзивного процесса, стоит особое внимание уделить оборудованию детских учреждений, которое может включать:
- пандусы,
- компьютерные системы,
- игровые комплексы,
- поручни,
- тренажёры и спортивные снаряды,
- специальные игрушки и т.д.
Оснащение образовательных и социальных учреждений контролирует программа Доступная среда, итоги внедрения которой будут подведены в 2020 году. Безусловно, основными задачами программы являются обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг, а также социальное уравнивание людей с ограниченными возможностями и без таковых.